akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Categories:

A great in depth interview with Robert Carlyle

Решила вновь попереводить с инглиша. На сей раз интервью с Робертом Карлайлом.
Taking it seriously

by Libby Brooks
The Guardian, Friday 28 July 2000


Оригинал подсмотрен вот тут:
http://robert-carlyle.livejournal.com/41773.html

Ну, и как шмогла, так и перевела. Да ещё и в конце несколько сносочек с дополнениями к сабжу:

Так как мировая премьера его нового фильма состоится в Эдинбурге, то Роберт Карлайл рассказывает Либби Брукс о цене славы, о соблазнах злодейства и почему он хочет оставаться верным своих корням.
Это Роберт Карлайл. Один из самых многогранных актёров своего поколения, он проживает психа, доверчивого простачка, любовника или бродягу настолько убедительно, что люди часто отказываются верить, что это один и тот же человек. Он исполнитель с абсолютным слухом. К тому же он звезда фильмов «На игле» и «Мужской стриптиз», двух наиболее коммерчески успешных британских фильма прошлого десятилетия. И к тому же управляет своей международной карьерой из своего родного Глазго.
Ужасно закрытый и заклятый враг прессы, его публичный образ – также неоднозначен: словоохотливый крепкий орешек, герой из рабочего класса, привлекательный везунчик, ловкий милый парень.
Виновный в главном грехе знаменитостей – серьёзном отношении к работе.
Таков Роберт Карлайл сегодня. У него добрый взгляд. «Я ценю свою жизнь и то, что я имею в ней. Это хорошо себе постоянно повторять, куда бы ты ни двигался. Я и Анастасия (моя жена) сидим здесь, и я говорю: «Чёрт, малышка, а ведь всё очень даже неплохо»! Я очень счастливый человек. Я бесконечно благодарен за это».
В нём нет ничего нарочитого. Свойства, которые вы больше чувствуете, чем понимаете: сердечность, ум, искренность, дерзость. Он совершенно непостижим. Но его тело не может скрывать: оно кашляет на неловких вопросах, заинтересованно подаётся вперёд, реагирует на шутки.
Много света вокруг него, много звериного: секс, злость, чуткость. Его узнают в лицо. Его рост лишь 1м 70 см, но в жизни он не кажется меньше.
«Было много агрессии (в моих последних работах). Я никогда не хотел даже просто выглядеть так, но я знаю, что у меня такая репутация. Я хотел восстановить баланс. Долгие годы в фильмах я избивал, продырявливал, ел людей, разносил их на маленькие кусочки. Я видел в этом что-то, что было нужно для меня. Было очень спокойно – и это было антидотом для меня в каком-то смысле.
Последняя на данный момент такая попытка тридцатидевятилетнего Карлайла – это фильм «Есть только один Джимми Гримбл» (There’s Only One Jimmy Grimble), добрая городская история о пути одинокого фана Манчестер Сити от мальчика на тренировках для состава соперников «красных» (прозвище футбольного клуба манчестер сити) до героя школьного финального кубка. Рядом с Джиной МакКи и Рэем Уинстоном Карлайл предстаёт в обычном (для себя) тонком образе Эрика Уиррэла, тренера Джимми. «Я переживал за этого мальчика. Травля одноклассников – это ужасная, ужасная вещь. Было бы хорошо, если ребята, попавшие в аналогичную ситуацию, посмотрят фильм и получат возможность получить популярность», - говорит он воодушевлённо, открыто. Он делает паузу, качает головой, стряхивая сентиментальность, и начинает болтать. «Это идеализм как он есть. Это просто чертов фильм, но по счастью он именно об этом».
Это дебют телережиссёра Джона Хэя бюджетом в 3 миллиона. Роль резко противоположна его последней роли злодея бондианы Ренарда в блокбастере «И целого мира мало» бюджетом в 73 миллиона. «Я прекрасно провёл время на съёмках в Бондиане, но это чуждый мне мир. Я хотел вернуться к фильмам, в которых мне было бы комфортно сниматься, которые бы имели социальную значимость. Ваш бюджет меньше на 70 миллионов, но вы можете больше сконцентрироваться».
Большинства юных актёров фильма «Есть только один Джимми Гримбл» были дебютантами. «Актёрская игра – это довольно интимный процесс. Ты в вакууме. И работа с тинейджерами, выбивает тебя из этого, поскольку ты осознаёшь ответственность удостовериваться, что с ними всё в порядке. Ты можешь поделиться с ними тем, что сам знаешь. И это самая стоящая вещь». Это могло бы прозвучать ужасно в устах Мисс Мира, но здесь эти слова произносятся с таким энтузиазмом! Он свёл колени вместе искренне. Тело не врёт.
Имеет ли Карлайл склонность к введению себя в этот вакуум? Его доскональность уже стала легендой: выучился водить двухэтажный автобус для фильма «Песня Карлы» Кена Лоуча, спал на улице для подготовки к съёмкам в фильме Антонии Бёрд «Безопасный» (из сериала Сценарии) . Но он чист от претензий.
«Для меня это просто. Люди, которые меня наняли, поверили в меня и платят мне за мою работу. Не знаю, рабочая ли это этика восточной части Шотландии или что-то ещё. Но я чувствую ответственность выполнить это для них. На эти три месяца моя жизнь останавливается, и для меня это честный обмен, чтобы быть в состоянии делать то, что я делаю».
Доверие других – так же как и вера в себя – кажется очень важной для Роберта Карлайла. «Последняя вещь, которую любой ожидает – это успех», - говорит он. С особой теплотой он отзывается о доверии Антонии Бёрд в его ранних работах. Теперь она близкий друг – они основали продюсерскую компанию 4Way Pictures вместе с Марком Казинсом, бывшим директором Эдинбургского кинофестиваля . Она первой взяла его в свой фильм «Safe»* на роль бездломного психопата Нэсти в 1993 году. «Антония поверила в меня, когда никто не верил. Я никогда этого не забуду. Она прекрасная женщина».
Его самомнения скромно, но не хрупко. Если предъявляется критика его работ, то он заинтересован выслушать её. И всё время, слушая эти разъяснения, он про себя сохраняет полное понимание, в чём ты ошибаешься.
Ему некомфортно от таких слов как талант. Когда он получил из рук Тони Блэйра орден Британской империи, а журналист спросил, что он думает по этому поводу, он ответил: «Ты обязан быть благодарным. Понятия не имею, как такое могло случиться со мной, но выкидывать это я не собираюсь». Он описывает это как свой голод – растормошить людей, постоянно изучать и не принимать никаких условий – никогда не ввязываться во что-то, неподвластное контролю, как пристрастие.
Если фильм «Есть только один Джимми Гримбл» про жестокие детские взаимоотношения, то он также и об историях, что мы сами себе рассказываем, которые позволяют нам спастись. Какие истории Карлайл рассказывал сам себе в детстве? «Я всегда был мечтателем. Вы не могли б меня удержать вдали от кинотеатра, когда я был ребёнком. Я полностью жил на Диком западе. Когда мне был 21 год и я вновь столкнулся с актёрством, я не отождествлял картинки, что я видел в детстве, с театром – мне не казалось, что это мог быть тот же мир».
Но почему же не театр продвигает его? « Я никогда не верил ему. Я никогда не верил себе. Он очень искусственен. Вы можете сказать, что и съёмки фильма искусственны. Но когда я комнате, в тесных обстоятельствах, с близкорасположенной камерой я не вижу никого, кроме другого актёра, на которого смотрю».
Переход Карлайла от работяги к трагику хорошо задокументирован: это, возможно, лишь одна из нескольких историй, которые он сам о себе расскажет: 75 пенсов, оставшиеся от подарочного сертификата на свой день рождения, он обменял на книгу «The Crucible» (Суровое испытание) https://en.wikipedia.org/wiki/The_Crucible, проникся ею. Добился зачисления в «Королевскую Шотландскую академию музыки и драмы», собрал театральную компанию, названную Raindog**, ставившую пьесы для местных объединений, пока Лоуч не дал ему первую заметную роль в фильме «Отбросы общества» (Riff-Raff). Он качает головой насмешливо-глуповато, когда я пересказал это ему. Но, хотя должно было бы быть больше.
«Поместить это в политический контекст этого времени. Годы правления Тэтчер начали сильно ударять уже в конце 70-х. Рабочие места сократились, так что незанятое время для людей всё росло и росло.
«Актёрская игра, искусство в целом, - это магнит для израненного общества. Много людей пришло в центр искусств. Я пришёл, даже не помышляя об актёрской карьере. Но социально они получили отдачу от этого, разговаривая с людьми, которые не собирались смеяться над ними, будучи в обстановке, где они могли бы, возможно, выбросить немного мусора из своей головы. Они могла ругать общество в безопасности репетиционной комнаты. В это время я стал более политизированным в своём сознании». И поместить себя – всю свою социальную ситуацию –впервые в контекст.
Родился в 1961 году в Мэрихилле – районе Глазго. Карлайл был воспитан своим отцом Джозефом, художником и декоратором, который жил кочевой жизнью, но в пределах Шотландии (его мать покинула его, когда Карлайл едва научился ходить – и он не имел никаких контактов с ней, пока в 1995 году «Санди Миррор» не отыскала её. «Я даже не знал, как она выглядит и вдруг эти подонки её откопали. Представьте, какого это для вас»,– сказал он тогда).
Победа лейбористов на выборах в 1992 году разбили его веру в политические партии. Вся карта Шотландии была красной, и несправедливость этого была просто слишком велика для меня. Я отвернулся от этого. Социальная политика – это уже другое. Я до сих пор беспокоюсь, как людей лечат». Политика до сих пор влияет на его выбор? Его проекты охватывают широкий спектр тем: «Священник» (Priest) о гомосексуализме, «Хэмиш Макбет» об обкуренном копе, «Мужской стриптиз» (The Full Monty) затрагивает спад в сталелитейной промышленности. Он колеблется. «всё во мне хочет сказать «да», но это не правда. «Бонд» или «Планкетт и Маклейн» ничего общего с этим не имеют. Это развлекательное кино. Я не стыжусь этих фильмов. Но если бы я мог, и если бы был выбор, то из десяти в девяти случаях я бы пошёл по другому пути».
Он счастлив: у него дом в Глазго, где он живёт со своею женой уже три года, это много даёт ему, он постоянно ездит в Лондон вместе со своим приятелем Рэем Уинстоном, его семья и друзья. Это его тыл.
Что о нём думают в Глазго? Он отворачивается в замешательстве, когда ответ приходит к нему в голову, и междометья звучат перед тем как он заговорил: «Я думаю, им нравится, что я делаю. Я думаю в Глазго чувство, типа, он же один из нас. Я не праздную это постоянно, но мне это нравится, это то, что я всегда хотел».
«Всякий раз как я что-либо делаю, особенно на этом наречии, я не хочу ни от кого услышать: «Это, между прочим, чушь, это не достоверно». И я думаю, что пока, когда меня просят воспроизвести шотландский акцент, всякий раз когда я говорю с ним, это он и есть, и я звучу как они. Не думаю, что я делаю это карикатурно».
На ум сразу приходит Даффи, персонаж Карлайла – и по моему мнению карикатурный – псих-шотландец в фильме «Пляж» (The Beach). «С этим фильмом много проблем, - спокойно говорит он. - Когда я увидел фильм после монтажа, то подумал, что я-то снимался в совершенно другом фильме». Его персонаж Даффи в книге не совпадает полностью с кинематографичным, он был искажён требованиями большого бюджета и студий.
«По сути, произошло то, что я реально не хотел участвовать в этом фильме, но я люблю Дэнни (бойла – режиссёра «Пляжа»). Он лично мне позвонил, и я почувствовал притяжение. Когда он прелдожил много денег мне и назвал это камео, я подумал: «К чёрту! Я поеду и возьму свою подругу в Тайланд понежится на пляже на месяц». И по правде говоря, этим я в итоге и занимался». Смеётся он.
«Мне нравится работать с Дэнни, - добавляет он, - но я не думаю, что ему стоит снимать фильмы в Америке. Я думаю, ему надо вернуться в Британию и снимать там, где ему всё знакомо».
Для того, кто гордится собой отказом от разговоров с интервьюерами, он вполне себе общителен, скажу я вам. «Я думаю, что я так далеко ушёл по этой дороге, что я теперь уже не могу вернуться. Но я твёрдо убеждён в этом. Я думаю, что это важно, что ты утаиваешь некоторые свои черты. Ты должен пробовать и сохранять немного мистики. Это незначительные вещи, небольшие секреты, что ты крываешь. Тогда ты всегда имеешь способность удивить людей. Когда твоё лицо каждый день на обложках журналов, это не есть хорошо. Это скучно. Это влияет на тебя».
«Хороший актёр не откровенничает с публикой», - позже скажет мне кен Лоуч. «Чем больше вы говорите о чувствах, тем меньше вы их имеете», - говорит он. Он назвал Карлайла щедрым актёром, умеющим выслушать и выполнить идеи режиссёра. Он также один из немногих актров, кого он снимал дважды. «Я нахожу его реакции очень достоверными. Я никогда не чувствовал, что он делает что-то для эффекта. Он просто играет достоверность в данный момент». ***
Карлайл однажды спорил с журналистом, предположившим, что работы актёра основываются на его жизни. Ну, а как же универсальный опыт? «Личная жизнь и опыт – это разные вещи, - говорит он, - независимо от моего детства или чего-либо другого, для кого-то это одно и то же, что я с этим делаю как актёр, это их дело. Но это так удобно сказать, он такой потому что так рос. Как же фигово это утверждение? Много вещей, которые участвуют в создании образа, много технических вещей. Это не всегда просто выцепить это из глубин своего сознания или своего сердца. Это твой опыт и твои наблюдения. Потому я и иногда смотрю на парня в баре за соседним столиком и просто запоминаю, как он ставит стакан».
Он демонстрирует это при помощи стакана воды на столе. Обычно, вы поставите его так. Но барный писх Бигби изфильма «На игле», например, поставил бы его вот так. Это небольшое представление. Он едва лишь сделан движение. Он даже не посмотрел на меня. Но на мгновение, я оказался в комнате с психом. Ухватил его, и он исчез.
Но через мгновенье это Роберт Карлайл. Никому не принадлежащий, далеко не дурак.


*Что ж за фильм «Safe»? Еле откопала, что это из сериала «Сценарии».
http://www.imdb.com/title/tt0108022/?ref_=nm_flmg_dr_13
А вот фильм целиком. Карлайл, конечно, ещё тот тут отморозок. Начиная с внешнего вида, кончая поступками. Бигби на его фоне добропорядочный буржуа.
А без шуток, жалко ж его всё равно…
http://www.youtube.com/watch?v=rQfbB4GjX6c
**театральная комнпания его была названа в честь альбома Тома Уэйтса. Так пусть тут песня эта
песня Рейн догс


Текст песни и перевод
http://www.stihi.ru/2011/04/27/8897
***про манеру режиссирования Лоуча. И почему это честь, что тебя актёр берёт в свой фильм повторно.
Вот тут же интервью с Карлайлом времён съёмок «Хэмиша Макбета».
http://vk.com/robert_carlyle?z=video-13018214_171259594%2Fe9e50549a662e07f1b
На сколько я смогла понять по-аглицки на слух (а это практически ничего) и по хранцузским субтитрам (это большая часть того, что я смогла понять), Лоуч не даёт актёрам сценария. В лучшем случае рассекретит род занятий, а то и имя персонажа. На съёмочную площадку актёры приходят, пребывая в полнейшем неведении, что вообще сейчас будут снимать. Одна сплошная импровизация. Не в отдельной сцене, а в целом фильме. Понравился ответ на вопрос - помогает ли опыт работы с Кеном в других работах, вот например, как сейчас на телевидении? –Нет, надо всё забыть, это совершенно разные манеры работы. Кен не даёт сценария, ты должен быть готовым реагировать на что угодно. Тут же всё прекрасно известно, что будем снимать следующим. Кен же не любит, когда актёры играют. Когда он видит, что вы пытаетесь «играть», он не хочет вас слушать, и заставляет вас начинать заново.

Tags: Английская музыка, Английский язык, Любимая музыка, Переводы, Роберт Карлайл (robert carlyle), Том Уэйтс (tom waits), Французский язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments