akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Categories:

Музей кочевых культур!

Да, оказывается, в Москве есть и такой. СПасибо добрым людям, просветившим меня на счет его существования и, что более ценно, взявшим меня туда на экскурсию. По большому блату!!! Просто так туда не попасть, надо записываться за полгода! :-))))
Правда, что называется, утро не задалось. Поэтому на экскурсию я прибыла в несамом хорошем расположении духа.
Музей располагается на территории школы. Всевозможные юрты-чумы-яранги очаровательно расположились между непосредственно зданием школы и школьной же оградой. Ощущение нереальности. Ну, так не быает :-))))
Заходим в юрту.

При входе сортируемся: мальчики налево, девочки направо. Разуваемся-раздеваемся. Рассаживаемся.

Изучаем интерьер:

А вот и наш экскурсовод (по совместительству и директор музея) Константин Куксин.

Он очень инетересный рассказчик. Мало того, что ему есть чего рассказать, но он и очень захватывающе это делает. Будь то история создания музея, Костины приключения при добыче экспонатов или же методика построения самой юрты (кстати, сейчас мы расположились в казахской юрте).
Как всегда, самое сложное - это наши чиновники. Таможня страшная штука. И данный музей может похвастся, например, тем, что в нем представлена гуманитарная помощь, которая была оказана России Монголией!!! Правда, это было не впервые в истории. Но и второй раз за всю историю - это тоже звучит весьма круто! А что делать, если таможня за ввоз экспонатов требует сумму во много раз превышающую стоимость оных?
Приключения в пустынях и горах, способы персечения границ, национальные колориты - Жюль Верн и Александр Дюма нервно курят в сторонке! Запечетлеть это на пленке невозможно, это все надо слышать своими ушами!
А для построения юрты нужен очень смелый человек, который не боиться получить по кумполу тяжелым обручем, который необходимо установить наверху юрты, дабы обозначить "выход в небо". Люди практически жизнью рискуют!
Шутки-шутками, но я, признаться, мало что знала об этих культурах. Поэтому просветилась по полной программе.
Но если все эти рассказы об истории кочевников и создания музея иллюстрировались лишь вдохновением рассказчика, то когда дело дошло до утвари-одежды, то все ж стало возможным потрогать-померить! Собсно, мерить начали еще задолго до начала этого раздела лекции.

Ох, как понравился халатик. Мое любимое сочетание синего с золотым! Правда, в неярком свете в юрте он почти черным смотрелся. На фотках при участии вспышки, он, однозначно, эффектней смотрится.

А вот и утварь пошла :-)))

Ну, и самое вкусное для дам - женские наряды.
Замужняя дама:

Прально, как незамужняя, так сразу кавалер нарисовался!

Дама глубоко замужняя. Костюм для пожилой женщмины. Наша модель не очнеь-то подходила, так как уважаемая должна была бы быть крупных габаритов. А Катя стройная, як тополёк. В общем, юбку она практически как сари понавертела вокруг талии. Жилеточка тоже весьма не соответствовала.

Шапочка очень примечательна. Она многослойная, наподобие чалмы. И когда женщина умирает, то шапку "развертывают" и обворачивают тело покойницы им. В нем и хоронят. Так что свой саван женщины носят на себе еще при жизни. Привыкают, видимо...
А вот и хозяйка Майя.

Пока шла лекция она готовила для нас чай. Полагалось молоко, по счастливой случайности, оно у нас оказалось :-)))
Экскурсия продолжается. Кухня-с:

Как же без музыки-то?!

Не уверена в названии, но все же, наверное, это домбра. Как-то не отложилось в голове. на самом деле там ещё были похожие инструменты, но хто из них хто.. Уже начинаешь сумлеваться.
Красивая история запомнилась.
Жил-был хан. У того был сын. Хан его очень любил. Сын отправился воевать в далекие края. Хан же заявил, что если кто принесет хорошую весть о сыне, то того наградят, а кто плохую - того казнят. Так случилось, что сын погиб. Но никто не отваживался сказать хану об этом. Все врали. Но вот нашелся один старик, который решился-таки развеять сей миф. Пришел к хану, взял домбру и начал петь песню о сыне хана, о том, какой тот великий воин, о том как тот воевал... А в конце его мелодия стала грустной-прегрустной... Без слов хану стало все ясно. И сказал он старику:
- Спасибо, что отважился и сообщил мне о смерти сына. Но я не могу не сдержать своего слова. Я должен казнить того, кто прнес мне печальные вести. Я должен тебя казнить.
Но старик возразил:
- Но я же ни слова не сказал! За что меня казнить? Казни домбру!
И хан повелел халить инструмен расплавленным свенцом. С тех пор у добмры есть отверстие ближе к грифу...

Не удержалась, влезла в викпедию. Там про домбру другая история:
Древняя казахская легенда гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без дырки по середине. И таким инструментом владел известный на всю округу Кежендык. Славным джигитом был. И влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть. Долго и красиво. Тогда он сыграл и мелодию о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инуструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие по середине и остались только две струны.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B0

Нее, костин вариант явно красивешней :-)))))))))

А вот и чай поспел:

Фотосессии:

Одной шапочки показалось мало. В полной амуниции!!! Да еще и с реквизитом!

Но лекция продолжилась.
Колыбель. Она не просто удобна для переноски, не просто снабжена ремнями безопасности, тут еще и хитрая система отходовывода. В дне колыбельки дырочка. К колыбельке прилагается и трубочка специальная, которая надевается на причинное место ребенка - две модели существует, соответственно полу - и выводится под колыбельку. Какие на фих памперсы?!!! Модель в производстве уже не одно столетие!

Пришел черед сказок. Костя собрал не только материальные экспонаты, но и нематериальные. Например, сказки! И даже издал книгу этих сказок. Разумеется, не обошлась наша экскурсия без них!
Правда, после нашей экскурсии в этой юрте был запланирован детский праздник. И, сосбно, дети уже прибыли. Но не прерывать же сказку!!! Дети застали лишь хвостик её. После чего мы, уступив место детишкам, сменили место дислокации.
Сначала зашли лишь посмотреть в юрту Чингисхана. Это уже не казахская юрта, а монгольская, что неудивительно :-))).
К сожалению, пока она ещё не доделана. Место для трона уже есть, а вот самого трона пока нет!

Очень красивая резьба:

По стенам всякие красивости развешены:

В этой юрте мы пробыли недолго, основное знакомство с укладом монголов произошло в юрте простых людей, нечингисханов.

Основное впечатление из этой части экскурсии - музыкальные инструменты.
Первый из них - морин-хуур:

Необычный внешне, необычен для европейского уха и по звучанию. Скажу честно, больше всего, мне легенда его появления на свет нравится.
жил-был монгол один на свете (ну, наверное, монгол, хотя за его национальность не поручусь), у него был любимый конь. Конь не простой - говорящий. И очень верен своему хозяину. Не раз помогал тому, предупреждая об опасности. Но соседу тоже захотелось этого коня говорящего у себя в конюшне иметь. Устроили облаву на бедное животное. Но конь не дался чужакам, предпочтя смерть неволе. Бросилась лошака со скал и разбилась. Уже умирая конёк завещал своему хлзяину, чтобы тот сделал музыкальный инструмент, тогда при помощи этого инструмента конь и после смерти будет говорить со своим хозяином!
Гриф морин-хуура делается в форме головы лошади. Звук в общем-то тоже имеет что-то лошадиное, имхо.
Но ещё интересней, имхо, другой музыкальный инструмент. Память у меня никакущая, как уже всем понятно, и как он называется, не помню... Монохорд (однострунный), как я поняла. Но это просто тип инструмента. А как он конкретно называется - НЕ ПОМНЮ!!!!

НА этой "дощечке" закреплена одна струна. Если приглядется, её увидеть можно. Кончик инструмента зажимают зубами, и ударяют по струне палочкой. Звук окружающим практически не слышен. Зато играющий его слышит великолепно, так как воздейсвие идёт не на слуховой аппарат, как таковой, а передается вибрацией на кости.
Константин рассказал историю, что, когда на экскурсию пришли неслышащие детки, то этот инструмент стал для них откровением. Ведь они могли его СЛЫШАТЬ! Экскурсия на том и завершилась. Увести их от этого музыкального инструмента было невозможно!
Как же не потрогать, не попробовать поиграть?

Интересен и смычок - "струна" из конского волоса - и не натянута. Играющий пальцами длобивается нужно ему натяжения. По оду игры натяжение смычка меняется. И звук, соответственно, тоже (если я - опять же - ничего не путаю).
Далее у нас был перерыв. ДЛя экскурсантов стрельба из лука, поход в магазин, обед. ДЛя экскурсовода - смена амплуа. Он должен был поработать Оби-Ван Кеноби на детском празднике в соседней казахской юрте :-)))).
Я пошла в магазин, поэтому стрельбу из лука увидела лишь мельком. Особенно порадовал колчан:

Мы перекусили, но Костя всё еще работал на другой планете и в нашу ральность не вернулся. Мы решили сами поэкскурсится в буддийский храм, расположенный в соседней юрте.

Это самый настоящий буддиский храм. Правда, кочевой. Открылся он 8 ноября этого года. В присутствии ламы, все как полагается.
Кстати, в МОскве это ЕДИНСТВЕННЫЙ буддийский храм. Два раза порывались ткаовой построить, но, как всегда В России, разные буддийские группы (тувинская, калмыцкая, и т.д.) не смогли договориться о деталях. В итоге, пара фундаментов заложено, но храмы так и не отстроены. А тут никто ни с кем не договаривался. Просто открыли храм. :-)))))
Как мы могли не посмотреть сее чудо?
Заходим в храм, а там сидит чудовище. Правда, оно тут же превратилось в Майю.

Оказывается, не только Костя рабюотал Оби-Ван Кеноби, Майя тоже участвовала в квесте, надев костюм буддийского божества. Имя не вспомню даже под дулом пистолета... но покуда детвора носилась по территории музея, выполняя задания персонажа майи, она любезно согласилась рассказать нам о буддизме.
Периодически она вздрагивала и прислушивалась к топоту на улице. Дети не должны видеть её без маски. Она ж в образе! В итоге кто-то из ребят встал у дверей на шухере. Мол если кто будет ломиться, у Майи будет время превратиться опять в чудовище :-)))
Помимо Майи лектором ыступил и Володя - еще один сотрудник музея, спец по буддизму. С их помощью мы познакомились воооочень общих чертах с этой религией, даже скорее философией.
Поближе маска божества:

Шухер - дети!!!!

Стайка детей и Оби-Ван Кеноби с ними ворвались в буддийский храм, прервав лекцию. Они добыли зуб. Но нуно ж было два? А хто ж знал, что зверьё всё однозубое... Кеноби нагло требовал повышения оплаты, так как возникли сложности, Чудовище сопротивлялось, считая, что раз зуб один вместо двух, то и денег меньше положено. В итоге сошлись на первоначальном уговоре в 160 монет. Дети слушали этот диалог в восторге. Мы тоже :-))))). После этого дети пошли помогать чудовищу отсчитать 160 монет. Уже по первым 20 стало понятно, что длело затянется. Кеноби вызвался помочь отсчитать. Коронной была фраза одного из ребят: "Бери всё!" :-)))))
Не уверена, что они не взяли лишнего. Когда табун детей убёг, Майя вновь вышла из образа и лекция продолжилась.
Антураж:

Интересны буддиские книги. Листочки запелёнуты в тряпочки.

Наконец, вернулся Оби-Ван Кеноби Костя.
И мы отправились в ярангу.
Здесь правило размещения другое. Девочки налево, мальчики направо. Правда, это сообщили уже после того, как все безправильно разместились.
Могу с гордостью сказать, я сразу разместилась верно!
Интерьер:


А вот шкурка песца вывернутая наизнанку, а также рука Володи, останавливающая котлок, чтобы он не раскачивался:

Песец наизнанку, это писец наизнанко, дискуссия привела к тому, что было решено, это нечто позитиффное. :-)))) А что касается котелка... Раскачивающаяся сия утварь у разных народов означает разное, но однозначно, все не к добру. Как путешественник, недавно вернувшися вместе с Костей с Чукотки, Володя не мог спокойно смотреть на это вот мельтешение. ОН, собственно, и начал рассказ про ярангу, Костя подошел чуть позже.
На шкурах размещались по-разному :-)))

А вот и Костя. Он уселся под пологом.

Собственно, мы сидели в "сенях", а хозяйский дом распологался под пологом. Там ели и спали. За шкурами никакие морозы не стршны.
Устройство и самой яранги отличается от той же юрты:

Зелень вверху не только для красоты, а чтобы вода сверху не скатывалась по жердям на вещи, а стекала по листьям и капала вниз. Кстати, пол выстла досками. Каждая доска стоит 2 оленя. Перевозится вместе с ярангой. И когда умирает кто-то из хозяев, то гроб сколачивают из этих досок.
А теперь одёжка. Башмачки-с:

Халатик - летний вариант и шапочка (зимняя, думается).

Давненько мы Майю не видели :-)))))

Это комбинезон. Что и демонстрируется на этой фотке - Майя показыает свою ножку :-))))

Есл барышне надо заняться какими делами, то из комбеза вытаскивается одна ручка, чтобы совершить манипуляции (кстати, комбез одевается на голове тело):

Сущесьвует такой же комбинезончик и для детишек. А внизу между ножек карманчик,который набивается травками специальными. После того, как малыш сделает свои дела, травки обновляются. Опять же антисептик. опять же в производстве не одно столетие. Вот такой вот ответ памперсам!
Настал черед появиться... спичке!
Она довольно объёмиста и состоит из нескольких частей :-))))

В лунку на деревяшке, вставляется палочка, заправленная в "смычок". На палочку сверху надевается колпачок. Смычок водят туда-сюда, что заставляет вращаться палочку, ну, а создаваемое трение её с дощечкой минут через пять обеспечивает появление огня.
.
Запчасть от моржа. Когда она передавалась по рядам, раздавалось хихиканье.

Куколка!

Север ещё изучать и изучать. В свое время один сосланный на чукотку студент-народоволец (ну или какой-то там несостоявщийся убивец царя) решил, что раз уж удьба завела в эти края, то провести ссылку с пользой. И стал изучать коренное население. Уже позже по заказу американцев, на их же деньги написал труд из трёх томов. Позже первые два были переведены на русский. Там говорилось о быте народов, а вот третий до сих пор не переведен, а в нём говорится о духовной составляющей - сказки, боги, вообще филофия жизни, что собственно, не очень изучено. А сейчас ещё и утрачивается...
И напоследок - выход шамана!

Всё было очень интересно, но переизбыток информации, однозначно. Да и все время сидеть на ковриках - это оооооочень тяжко с непривычки. Короче, я вполне могла все понапутать и не так понятью ПРосьба не кидаться помидорами.
А вот, собсно, сайт музя:
http://www.nomadic.ru/


Tags: Приключения, Я фотограф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment