akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

И ещё про книгу "Театр Игоря Моисеева"

Начало вот тут http://akostra.livejournal.com/817525.html )
Во время войны артисты ансамбля "собрали полтора миллиона рублей. передали в комитет обороны, и на эти средства ансамбля был куплен танк ГАНТ СССР, который воевал и дошёл до Берлина. его копия по сей день стоит в кабинете Моисеева в Концертном зале имени Чайковского".

За душу берёт рассказ Ирины Моисеевой об одном концерте в госпитале:
"Мы загримировались, переоделись. и нас провели в спортивный зал. Стараясь не растерять настроения, я лишь мельком взглянула в зал, и как-то не обратила внимания, что зрители не сидят. а лежат. и лишь по стенам стоят медсёстры, нянечки и врачи. Заканчиваем номер, выходим кланяться - в зале тишина. Как же так? Ведь всегда нас встречает гром аплодисментов. Поднимаю глаза - и понимаю, что зрителям просто нечем аплодировать: в зале лежали сплошные обрубки человеческих тел. И тогда они начали мычать - всё громче и яростнее. Этот рёв я не забуду никогда".

Во время войны ездили с концертами по Уралу, Сибири, Дальнему востоку. "Несмотря на отсутствие нормальных сценических условий. выступления всегда проходили в двух отделениях, все танцы исполнялись строго по рисунку и во всех деталях..
... Чтобы получилась приличная сцена. соединяли вместе четыре грузовика, не было грузовиков - танцевали прямо на земле, на сопках, в заводских цехах, на палубах боевых кораблей"


Про зарубежные гастроли все читать интересно, но я хочу про гастроли в США поцитировать.

Про Нью-Йорк 1958 года, если я правильно поняла.
"Американские танцоры любители... на одной из встреч показали национальный танец американцев "Виргинский хоровод" - и Моисеев тут же предложил своим артистам выучить движения. Скоро на программках появилось танинственное "P.S.: Surprise encore!". После нескончаемой овации, которой публика неизменно приветствовала заключительный "Гопак", артисты неожиданно выстроились в линии. При первых звуках оркестра зал ахнул: в украинских плахтах и шароварах моисеевцы лихо отплясывали знакомый каждому американцу "Виргинский хоровод".
Всё думала, что это за виргинский хоровод? Инет мне в помощь - Virginia Reel?
Моисеевцев с этим танцем не нашла, пусть будет такой вариант:
На 1:30 объявляется этот загадочный Вирджиниа рил, и Ретт Батлер приглашает Скарлетт О'Хара на танец! Это оно, да? Виргинский хоровод? Самого танца там чуть-чуть, ну просто шоб знать.
http://www.youtube.com/watch?v=P4c5AoqUIZU
Возвращаемся к гастролям.
"Один из зрителей признался, что посмотрел концерты ансамбля пятнадцать раз! Думая поначалу подороже перепродать их с рук, он на первом же концерте понял, что не сможет расстаться ни с одним из билетов". Понимаю мужчину! :-))))
"Гастроли 1961 годы были не менее успешными. Одна нью-йоркская газета опубликовала снимок: очередь за билетами у Метрополитен Опера. Проливной дождь, люди закрываются зонтами, кто-то газетами, но стоят как вкопанные, никто не хочет потерять очередь.
На этот раз ансамбль привёз пародию на самый популярный танец в Америке - рок-н-ролл. Моисеев назвал его "Назад к обезьяне". Движения модного танца артисты увидели ещё на гастролях в Ливане в 1957 году, в Москве они лихо отплясывали все фигуры, на ходу придумывая новые. Моисееву понравилось. Но как поставить идеологически вредный западный танец? конечно, в форме пародии, высмеивая "их нравы". Артисты, что называется, оторвались по полной, с удовольствием выделывая трюки рок-н-ролла, запрещённого в СССР".
Мне очень этот танец нравится, к тому же такая классная история создания!
Я вот тут версии этого танца выкладывала:
http://akostra.livejournal.com/801203.html



Меня вот очень интересует вопрос - танцы-то с яркими персонажами, ставились они зачастую на конкретных артистов. И чтоб персонаж подошёл другому артисту, там же должно очнеь много сойтись по типажу, физическим данным и возможностям, артистическим возможностям. Даже платье-то этого цвета может быть к лицу одной, а не быть к лицу другой. А тут целая роль.
И да вот что в книге говорится:
"Долгое время в ансамбле была особая система ввода артиста в номер, тесно связанная с типажностью персонажа. шедшей от первых постановок Моисеева. Вторых составов просто не было. Если Моисеев выбрал тебя. то про бюллетени и личные, и семейные проблемы можно было забыть. И артисты боролись за свои места, дорожили ими, не уступая их коллегам ни на один концерт, скрывая болезни и травмы".
Про артистов, стоявших у истоков ансамбля, в книге-то не все упомянуты, я же лишь совсем мало приведу.

Элли Курикка - "Элли из-за такта" - настолько стремительно она вылетала на сцену.
Валериан Арсеньев и Анна Кобзева - на них ставилась "Подмосковная лирика".
Лидия Скрябина была не танцовщица - огонь. она обладала фантастической жизненной энергией. Даже моисеев в шутку называл её "бешеный огурец" - за неудержимый темперамент.
Лев Голованов. "Это был танцовщик поистине неограниченных актёрских возможностей..
..Особое место в репертуаре ансамбля занимают так называемые "технические" номера. Уровень их исполнения безошибочно определяет "класс" танцовщика: профессиональное мастерство, волю, умение собраться. Даже для самых выносливых такие танцы становятся нелёгким испытанием. К ним принадлежит и "Калмыцкий танец". он так хотел станцевать его, что по вечерам, запершись в зале. прогонял номер два раза подряд без остановки, - вряд ли сегодня найдётся артист, способный повторить такое".

Мне безумно нравится этот танец, да. И вот очередное подтверждение его сложности.
Вот тут я восторгалась после первого просмотра.
http://akostra.livejournal.com/795701.html
Отвлеклась от Голованова. Он "солировал во всех мооисеевских постановках, ему по плечу была любая характерность, и поклонницы ходили "на Голованова" много лет, как лемешистки".
Тамара Голованова. Яркая внешность, темперамент, а главное, бесстрашие в исполнении любого трюкового элемента делали её незаменимой в труппе. В танце-пародии на рок-н-ролл "Назад к обезьяне" её исполнение поражало экспрессией, энергией, темпом, задором.
Это ведь она в видео 1962 года главная красотка в юбке в клеточку, да ведь?!!!
"Великолепно солировала она и в "Физкультурном вальсе", выполняя трюки, которые не мог повторить никто. Но самая главная роль Тамары Сергеевны, по которой равнялись будущие исполнительницы, - Партизанка в хореографической картине "Партизаны": с автоматом в руках в две секунды пролетала она сцену. прицеливалась и в стремительном темпе проделывала чисто мужской кавказский трюк - шене на коленях. При этом в середине соло она резким движением срывала с головы папаху, из-под которой взвивалась роскошная шевелюра блондинки - и зал ахал: да это девушка!"
Что за физкультурный вальс?...
Василий Савин. "В жизни он не был похож на артиста, скромно одетый, небольшого роста, он был некрасив, но на сцене преображался: казалось, душа в нём пела, а глаза горели как угли. Он весьма оригинально "завоевал" будущую жену. Ансамбль был на гастролях в Сочи, Василий познакомился с красивой девушкой, гуляли по парку, мороженое, газировка... Расставаться не хотелось, и Василий предложил: "А хотите пойти на дефицитный концерт Ансамбля Игоря Моисеева?". и достаёт билеты в первом ряду. А когда она увидела его солирующим во всех номерах..."
На самом деле очень бы хотелось побывать на том концерте - чую, когда он перед девушкой перья-то распушал, вот точно танцевал как никогда! :-)))))
"Особенно запомнился в китайской пантомиме "Санчакоу" ("На перекрёстке"), где требовалась серьёзная акробатическая подготовка".
Опять же - что за "Санчкоу"? Тоже никаких следов теперь?...
Клавдия Франтова. "в картине Григория Александрова "Весна", в сцене, где Любовь Орлова якобы крутит шене в бешеном темпе, снималась Клава Франтова".
Анатолий Борзов. "мог с места запрыгнуть на рояль не сгибая колен - такой был прыжок. восемнадцать пируэтов для него были нормой".
"когда Моисеев придумал "Физкультурный вальс", вольные упражнения, поставленные специально "на Борзова". тот выполнял их по нормативной шкале мастеров спорта. Замены ему в этом номере не было, и когда Анатолий Алексеевич ушел на пенсию после 26 лет работы в ансамбле. номер пришлось снять с репертуара."

Нелли Бондаренко. "Танец, с именем которого чаще всего вспоминают Нелли Бондаренко романтический вначале и страстный, бесконечно темпераментный к финалу, до отказа наполненный жизнью фрагмент из жизни цыганского табора - "Танца бессарабских цыган". Игорь Моисеев называл этот танец пушкинским, имея в виду всю силу страстей, заложенных в стихах поэта".
Борис Санкин. "Когда он танцевал своё соло в "Гаучо", которое поставил сам, пропадая на репетициях аргентинского ансамбля "Багуала", случайно в 1968 году залетевшим в Москву, его лишь слегка отредактировал Моисеев, - все девчонки ансамбля. переодевавшиеся на следующий после "Гаучо" украинский "Гопак", бежали за кулисы. судорожно завязывая фартуки и поправляя венки - только чтобы посмотреть как Боря невероятно мягко, по-мужски, с апломбом и как будто небрежно открывал руки".
Рудий Ходжоян - "танцующий ветеран ансамбля: пришедший в 1962 году из самодеятельности самородок, он всё ещё не оставил сцену. Умение мгновенно перевоплощаться для создания самых разнообразных сценических образов создало ему репутацию синтетического, драматически одарённого танцовщика, чего всегда добивался от артистов Игорь Моисеев.
Уникальность дарования Рудия Ходжояна и в том, что он в совершенсве владеет национальными инструментами. что является признаком истинно народного творчества".
"Рудий не только танцовщик: обладая колоссальным сценическим опытом, досконально зная репертуар ансамбля, а также требования Игоря Моисеева и его творческие принципы воспитания артистов, он стал настоящим педагогом".
В тему про воспитание молодёжи. Концерт во Владикавказе недавний. кусманчик с репетиции "Гаучо" и выступления последующего. Солист Роман Иващенко. А вот за кадром-то голос Ходжояна, да ведь? :-)))
http://www.youtube.com/watch?v=2-z7PTGT-tc
И его самого видео в "Гаучо". Как раз Голованов, Санкин и Ходжоян:
http://www.youtube.com/watch?v=CBLSZZA7FSk
Кстати, рада, что тоже увидела Ходжояна на сцене - в "Семейных радостях" :-)))
http://akostra.livejournal.com/810678.html

Из ребят нынешнего поколения в книге заметочки о Константине Костылёве и Рамиле Мехдиеве. Оба такие разные по типажам - на этих двух страничках рядом это особенно заметно :-))))

"Полька-красотка с фигурами и комплиментами" в книге тоже вкусно расписана и фотографии есть с исполнявшей её Тамарой Зейферт. Но что-то особо больше никаких следов..
Тамара Зейферт "была неповторимой "Барышней" в "Польке-красотке с фигурами и комплиментами", которую Моисеев называл "чеховским" номером - типажи этого танца-кадрили действительно словно сошли со страниц чеховских рассказов".

Целая глава посвящена созданию "Семейных радостей". Работа над еврейской сюитой началась в 1938 году, а в итоге выпущена была лишь 1994 году. Однако!

И ещё в конце немного забавного
Про дачу Моисеевых в Коктебеле в книге рассказывает Ольга Игоревна Моисеева. Меня особенно умилил рассказ об их соседях друзьях.
"Мариэтта Сергеевна Шагинян подарила участок своей дочери - Мирели Яковлевне и её мужу Цигалю Виктору Ефимовичу."
"В Коктебеле вырос и сын Володи - правнук Игоря Александровича, Игорь Моисеев (младший), ему уже 25 лет. У Володи есть молочный брат, это сын леночки Шагинян - моей подруги, внук Мирели Яковлевны т Виктора Ефимовича - Слава Шагинян. Он родился на несколько месяцев раньше Володи, а лето 1963 года в Крыму было очень жарким, Лене врачи не советовали отрывать Славу от грудного молока, но молока не было, и всё лето я кормила обоих малышей, на радость они выросли крепкими и здоровыми. До сих пор ребята относятся друг к другу по-братски.
Брат Лены - Сергей Цигаль. художник-график - в 80-х женился на Любови Полищук. У Любы и Сергея родилась дочь Маша, которая стала коктебельской подружкой нашего Игоря Моисеева (младшего). Маша выросла, закончила ГИТИС, теперь она актриса театра на Малой Бронной. В 2011 году у неё родился сын Гриша - тоже уже коктебелец".

Собственно, всё это я цитировала, чтобы как раз и вспомнить, что я в театре на Малой Бронной периодически бываю, и Мариэтту Сердюк Цигаль-Полищук знаю. Так что очень занимательно было обнаружить такое о ней упоминание в книге о театре Моисеева.
Мои впечатления о Киномании-бэнде
http://akostra.livejournal.com/182371.html
И о Бесах:
http://akostra.livejournal.com/352709.html

Tags: Ансамбль Игоря Моисеева, Танец, Театр на Малой Бронной
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments