akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Category:

Книга "Театр Игоря Моисеева". Цитаты, дабы не забыть, дабы не забыть...

Вообще интересная личность сам Игорь Моисеев даже безотносительно к главному его детищу, я как-то особо не знала о его работе в том же Большом театре, о эрудированности, но сюда больше кусочки-истории вынесу. Дабы не забыть, дабы не забыть

"Танца должно не хватать" (с)

Сейчас страдаю. что не увидела "Ночь на Лысой горе" в этом феврале. Очень хочется посмотреть живьём, но когда теперь удастся, если вообще доведётся-то?
"Можно сказать, что это безудержно-темпераментное шоу поставил молодой амбициозный хореограф, а не мировая величина хореографии в возрасте 77 лет".
"..в 1911 году, пятилетним мальчишкой, в Диканьке. он увидел в танце парня и девушку - он догонял. она убегала. И только в 1983 году Моисеев нашел применение этому движению в постановке "Ночь на Лысой горе".

"Любопытно. что чиновники от искусства сразу после премьеры в 1983 году пытались спектакль запретить из-за слишком откровенной эротиуи танцев и "голых" костюмов ведбм, но Моисееву. апеллирующему к Гоголю. удалось отстоять своё детище".
"Поразительное дело: в альбоме карикатур ученика второго класса Флеровской гимназии, уже ученика Веры Мосоловой, среди политических карикатур на события Первой мировой войны есть удивительный рисунок с подписью "Балетная студия И.Моисеева", один в один изображающий персонажей сцены "Шабаша на Лысой горе" абсолютно в тех позах и костюмах, которым аплоджирует весь мир, начиная со дня постановки в 1983 году. Оставим без внимания некоторую эротичность, свойственную мальчишкам в этом возрасте, и подпись в скобках (Моисеев и его жена).
Главное, что придумал эти образы десятилетний мальчик, всю жизнь держал их в копилке необъятной памяти и сберёг до нужного часа. Характерно, что оба персонажа изображены в присядке - это первые мысли о необходимости плие в танце"

Пусть будет тут развратный шабаш из этого балета:
http://www.youtube.com/watch?v=xtI1zNXdADY
Только сейчас подумалось. а ведь и Гоголь, и Моисеев похоронены на Новодевичьем.. Всё хочу сходить на это кладбище, давно не была - ноги пока не доходят..

Заинтриговал таджикский танец "Шамшири-бозы", поставленный в 1941 году (год тот ещё...)
Его "...блистательно исполнял артист первой группы Иван Карташов. Он выходил с саблей и ярким шелковым платком: стремительно вращаясь и виртуозно работая кичтями рук. он с каждым пируэтом, подбрасывая ткань в воздух, отсекал небольшой кусочек ткани - к концу танца вся сцена была усыпана живописными клочьями....
... Повторить танец после ухода Карташова со сцены не смог никто. С тех пор "Танца с ножами" нет в репертуаре"

А я не виделааааа! :-(((( Эх, сколько всего! И да -  какие-то танцы исчезли из репертуара, ибо есть-таки незаменимые... Глупо спрашивать о наличии видео?

"Весной 1939 мы прибыли в город Ежёво-Черкесск.. Я нашёл в горном селе старика Дзахнишева... 97-летний Дзахнишев неподражаемо исполнял "Танец орла". по ходу танца рассказывая. что и почему он показывает движениями".

Русский танец "Трепак". Классная фотография Александры Локтионовой и Григория Волкова на музыку Чайковского. "бойкая бабёнка лихо. до конца "утанцовывала" своего нерадивого мужичонку". тоже нет уже танца?

Игорь Моисеев первые уроки балета брал у Веры Ильиничны Мосоловой.
"Моисеев вспоминает её деспотизм, тут же прзнавая искпеннюю заинтересованность в успехах учеников. Через два месяца занятий Вера Ильинична принялась усиленно муштровать 14летнего ученика переростка, а потом взяла его за руку и привела в балетную школу при Большом театре: "Хапишите его на конкурс. Для его же пользы  лучше будет, чтобы он учился не у мееня, а в балетной школе".

Упоминается "Светлый ручей", фотографии оттуда. Эх, хоть с балетом я на "Вы", но вот его бы не отказалась на сцене посмотреть..

В "Красном маке" танцевал Василий Тихомиров. который выглядел довольно комично с наметившимся брюшком, за что в печати его обозвали "беременным херувимом", и вскоре он был снял с роли.

Как-то в лёгком шоке пребываю от судьбы балета "Три толстяка":
"А чтобы не дать Моисееву его снова возобновить. пусть даже по приказу Кремля, кем-то были ьайно уничтожены партитура и клавир. Так что балета нет. Не существует. А жаль. Как вспоминает Судамифль Мессерер: Это была не только сказочная феерия. но и цирк, народные танцы. эстрадная пантомима - всё. вместе взято"
Вот так взять и уничтожить.. И не во времена варваров, а вроде уже в "цивилизованном" мире.. Угу...

В жутком удивлении, что балет "Спартак" Хачатурян писал при активном содействии Моисеева. И что первая постановка в Большом театре была именно его.

"Чтобы напитаться впечатлениями, почувствовать атмосферу событий тех далёких дней. отец посоветовал Хачатуряну обязательно съездить в Италию, и композитор согласился...
  По приезду из Италии сразу же примчался к нам домой. Переступив порог нашей квартиры. не раздеваясь, он воскликнул: "Игорь! Что же мы с тобой наделали? Мы не отразили очень важные вещи! Там очень много монашек, и они все ездят на велосипедах!"
Была очень длинная пауза. Поом отец расхохотался и сказал: "Абрам Ильич дорогой, вы забыли. что эти србытия происхлдили до нашей эры. Какие монашки, а тем более велосипеды?"
Майя Плисецкая вспоминает: "Это была одна из смых интересных моих ролей. Там была партия Гармодия - её нет ни в одном варианте "Спартака". Моисеев поставил мизансцену. где Эгина ради Красса соблазняла Гармодия, который был сначала военачальником у Спартака. Она должна была его соблазнить и заставить предать Спартака... Я помню страшный конец этой сцены. когда он. соблазнённый и поверженный, падал к её ногам. она стояла на тахте. В этот момент в палатку входил Красс, и она ему показывала: вот, я выполнила твоё задание. Страшная была сцена. играть её было трудно, интересно и с огромным напряжением. Ещё одна сильная сцена, когда Эгина с Крассом сидела в ложе, а перед ними дрались гладиаторы. И моя Эгина вместе со всеми делала такой жест - убить. Жутко страшная была роль. И повторяю, очень трудная технически".

Вот тут есть три (первых) фотографии Майи Плисецкой из этой постановки:
http://gallery-mt.narod.ru/pages-b/plisetskaya.html
"Моисеев стремился использовать каждый удачный музыкальный фрагмент для предельно насыщенной драматизации действия. В картине "Аппиева дорога" у Хачатуряна было просто написано: Едет крестьянская телега". Моисеев же придумал, что притаившийся Волк похищает из телеги Ягнёнка - так из безликой ремарки родился яркий танцевальный дуэт "Волк и Овечка"
Сцена из той постановки "Волк и овечка" в исполнении Вероники Денисовой и Рамиля Мехдиева:
http://www.youtube.com/watch?v=ocea69xigeQ
И да - кусманчики из балета ещё восстанавливались силами ансамбля в 1987 году для гастролей во Франции. Целое отделение!!! Но французские импресарио забраковали. В итоге повезли шлягеры..
"характерно. что Моисеев, два года не вылезавший вместе с артистами из колоссальной, непривычной для ансамбля работы. наутро после вердикта французов просто сказал: "Ребятки. сейчас все борются за мир. и наши воинственные эскапады французы могут не понять". Что он пережил за эти сутки знает только он. Реванша не получилось. Записанные на плёнку, эти шедевры навсегда останутся хореографическим памятником балету "Спартак" в постановке Игоря Моисеева в 1958 году в ГАБТ СССР"

И всё-таки про самообразование. "Лишнее" знать никогда не вредно. Впервые попал за кулисы МХАТа благодаря этой самой своей эрудиции.
"Для какого-то спектакля Станиславскому потребовался знакток дуэльного кодекса. И кто-то из драматических артистов порекомендовал молодого Моисеева. ..
.. В тот день. попав за кулисы Художественного театра и не зная, к кому обратиться, он вдруг увидел высокого седого человека, который на цыпочках шёл к нему навстречу. Моисеев уже открыл рот, чтобы спросить, как пройти в контору, но тут сеовласый старец быстро приложил палец к губам, мол, тихо, молодой человек. видите, на сцене идёт репетиция. и увёл его в свой кабинет. Немного напоминает "Театральный роман" Булгакова, не так ли?"

И хто ж это был? Вот стопудово - Максим Литовченко! (Исполнитель роли Станиславского Ивана Васильевича в "Театральном романе" у Фоменок :-))) )

Про парады очень интересно. Вот уж где развернуться, но какой ценой. И да - о постановщике действа в итоге и не вспоминали. Награды, хотя бы упоминания где-либо. Зачем? И вообще - что он делает - режиссёр? :-))))
"Популярные массовые шоу, которые мы видим чаще всего на открытиях Олимпиад (хе-хе - актуально да). в 1930- е годы в СССР заменяли спортивные парады... "
Пригласили ставить выступление на параде белорусского республиканского техникума.
"...С мая по июль на выходные Моисеев мотался в Минск на репетиции, придумывая всё новые эффектные трюки для выступления минчан...
..."парад прошёл блестяще. На площадь мне пропуск не дали. Волновался очень. Вечером был в гостинице "Москва" в номере у Кузнецова. Все были пьяны и упоены успехом"...
... А потом Моисеев "был потрясён с утра гозетой. Весь белорусский техникум награждён орденом Красного Знамени и переименован в институт.. Обо мне ни намёка"

Про Александра Годунова. Его я знаю по "31 июня", и что из-за него фильм на полке пролежал энное количество лет.
Пусть будет "Ищу тебя":
http://www.youtube.com/watch?v=xzIYQuNGAME
"У Годунова "коронкой" был пируэт, он назыывал это "играть в пируэтики", и мог скрутить 12 пируэтов в идеальной форме"
Кусманчик из "Дон Кихота"
http://www.youtube.com/watch?v=_nYyzDqBk_c
http://my.mail.ru/video/mail/mamuncha.elena/161/8563.html#video=/mail/mamuncha.elena/161/8563
"...На внутренней стороне круглого деревянного балетного станка в старом балетном училище на Пушечной улице. которое долгое время было базой "Молодого балета", может быть, и сегодня сохраняется вырезанная перочинным ножом надпись "Саша Годунов". Реликвия!!!! А тогда, небось, посчитали б - вещи портит, хулюган!!!

Tags: Ансамбль Игоря Моисеева, Балет, Классическая музыка, Любимое кино, Максим Литовченко, Музыка кино, Наше кино, Танец, Цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments