Утро воскресенья. Собираемся. Перед отъехдом фотографирую хостел. Мне он очень понравился! Территория и наши велосипеды
Название:
Название обыгрывается в интерьере:
На нашем втором этаже:
Народ завтракаю:
И наша комнатка:
Мэри где-то обнаружила где-то вот таких очаровашек:
Небольшая пауза перед дорогой:
Наконец, двинулись в путь. По-моему где-то через 20 км завтрак:
Сидит парочка, улыбаааааются. Недоброе, небось, задумали!!!
Ещё перегон и вновь привал. Мэри папарацит:
А на остановке спальное место! Так как мы, хвост, не шустро едем, то представители головной группы ещё и выспаться успевают:
Третий привал. Культурный! Вот, Булгакова читаем. Вслух и с выражением!
Кстати, о погоде. В субботу было солнце и я подсгорела. Ожидала. что дожди будут и крем не взяла. А вот тереь весь облачный - какая же прелесть! Но дождя так и не было, чему мы совершенно не расстроились! :-))))))))))
Въехали в Юрьев-Польский
Около Кремля притормаживаем (фото Светы):
Держим совет - чё делать дальше. До поезда часов 8, если не больше, до заказанного в кафе "столика" часа три. Я пофоткиваю:
Зумлю вдаль. Фотография на самом деле плохая, но оставила потому, что тут видна луковка купола "белой" церкви. Именно она и окажется самым восторгом в этом кремле. Как грится, а и не скажешь.
Пока мы тут стояли и планировали, Света (хм.. тока щас поняла, что у нас аж три Светы в походе было!) сгоняла ко входу в Кремль и выяснила, что открыт Кремль до 5. а щас почти 4. надоть поторопиться, если хотим его посмотреть. Ну, мы и поторопились сразу всем скопом.
Времени было мало, но мы порекомендовали две экскурсии - "обзорную" по Кремлю и в Георгиевский собор - та самая "неприметная" церквушка с одним серым куполом.
Когда началась экскурсия, даже солнышко несколько раз выглянуло:
Это действующий монастырь и, если не ошибаюсь, тут сейчас три монаха, которые в башнях живут.
Как выяснилось, название города к полякам не имело никакого отношения. Город был заложен Юрием Долгоруким и в честь него и был изначально назван Гюргевым. А так как на тот момент существовал ещё несколько Юрьевых (например, нынешний Тарту (я там была - так там понравилось: http://akostra.livejournal.com/255887.html и http://akostra.livejournal.com/257168.html), то дополнили приставкой Польский - от слово "поле"!
Из рассказа экскурсовода я хоть теперь знаю, кто такие оглашенные! раньше, прежде чем покрестить человека, его подготавливали к этому знаменательному событию. Эта подготовка не одиин год длилась. Но при этом оглашенные присутствовали на службах, но как некрещенные они не имели права быть в самой церкви, а присутствовали на специально пристроенной паперти. Во время служб батюшка к ним обращался. они должны были отвечать ему, крича с "галёрки". Вот откуда и выражение! Живучее ж!
А вот паперть в этом Кремле-монастыре осталось с тех самых пор:
Церковь "нездешняя", перевезена с другого монастыря в советские годы, чтобы её сохранить. Я раньше как-то не задумывалась, почему строили топором и без единого гвоздя. А пила "портит" дерево, как и гвозди. И постройки быстрее от этого разрушаются.
А теперь идём к Георгиевскому собору.
Для этого выходим из монастыря. Напротив входа памятник:
Собсно, вход:
Но в данный момент мы из него вышли и направляемся к Собору. Понятное дело, фоткаю сам монастырь:
Наш арьергард!
Я-то думала, что Георгиевский собор - эта махина из красного кирпича:
Я ошиблась. "Мелкая беленькая церквушка". Но именно она и оказалась соборм. И каким! Подойдя поближе, разглядели, что она же резная!!! Резьба по камню!
От этого собора я в полнейшем восторге, так что дальше куча фотографий и буковок, сорри.
Как-то не доводилось особо видеть церкви, украшенные изображением людей и животных.
Юрий Долгорукий. Без коня б и не признала. И похоже, это чуть ли не единственное его изображение без лошадки:
Сам песчаник везли издалека - опять же боюсь ошибиться, но где-то с территории ближе к Москве. Песчаник, когда "свежий" - рыхлый и хрупкий, но потом затвердеевает, аки камень. Строили Собор в 1230-1234 годах. каким-то чудом и иго пережил собор..
Резной узор просто завораживает..
Внемлем экскурсоводу (второе фото светино):
С течением времени к собору пристраивали церкви. но в какой-то момент решено было не портить облик собора, отодрать приделы, а для возросших нужд прихода отгрохать церковь рядом. В начале 20 века и возвели эту махину:
В советское время здание использовалось по другим нуждам, остался остов лишь...
Возвращаемся к старинности чудесной:
не помню, как правильно называется это существо - андросфинкс? Вообще, чего только в те времена не водилось! :-))))
Собор пережил иго, но в XV веке сам развалился. В 1471 году Василий Дмитриевич Ермолин получил "заказ" от государя - отреставрировать. В те времена реставрация обычно делалась по-простому. Сносилось
Ермолин приехал к этой груде камней и стал собирать паззл из камешков. Никаких изображений Собора не существовало, тем более схем. Подбирал, как что к чему подходит на глазок. В итоге собор стал пониже и да.. узор тоже видоизменился малёк.
Любопытные барышни!
А на щите-то у Долгорукого лев, да ещё и вздыбленный!
Дружинника вот над князем изобразили. Дабы охранял?..
А тут ещё и автограф мастера на его шедевре, как в живописи:
Лев - это князь. Прогуливается по владениям и глаголит!
Кружева каменные:
Столько барельефов с людскими изображениями:
А вот ещё один зверь заморский. явно выполнен художником, который этого зверя в глаза не видел, а писал со слов. Ну, уши заячьи, ноги львиные. шерсти малёк.. Но хто скажет, что это
Этот собор как книга - пусть без слов, но картинками рассказывались библейские сюжеты. Вот, например, ангел из сюжета "три отрока в пещи огненной" http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E8_%EE%F2%F0%EE%EA%E0_%E2_%EF%E5%F9%E8_%EE%E3%ED%E5%ED%ED%EE%E9. Отроки буду встречаться с другой стороны храма - ну не составили прально паззл.
Просто ту часть собора, с котрой мы начали осмотр восстанавливал лично Ермолин, а потом его отозвали на ещё другие работы и тут доделовали представители его артели самостоятельно. Они на картинки особо не смотрели - подходит сюда сей камешек - и ладно! Зачатки реставрационного дела!
Ещё зверушек... В серёдке - уж не грифон ли?
Сирин!
Вот тот ангел, спасший отроков и печи раскалённой:
Ещё фрагментики:
разнородность и несоответствие сюжета очевидны, да
Я вся в любовании Собора, а вот Мэри люд фотографирует:
Кентавр! С топориком! В шапочке! в кафтане! красавец!!! А то как намалюют срамоты!
В том углу реставраторы сосредоточили узоры и живность больше, а тут апостолов и прочий люд:
Куча мала:
Опять же колонны-барельефы - совершенно несвойственны православным церквям:
А вот Вознесение Христа. И ещё фрагментик этой же композиции:
Лев лежит, прикусив язык. Болтать меньше надо!
Но тогда в XV веке не весь собор развалился. Одна стена уцелела. И дошла в том же виде, как и была построена к 1234 году. Узоры начинаются внизу и бегут до верха, нигде не прерываясь:
Вот, например, начинаются в пасти льва:
Млею я от одетых человеко-зверей:
Очередная красота - лики дев:
Я так засмотрелась детальками, что даже забыла во весь рост собор сфотографировать.
Из фотографий Светланы:
Пошли внутр. Там съема, какой был собор:
Главная реликвия внутри - Крест.
Мэрино фото получше:
О том кресте:
На самом видном месте стоит «Святославов крест» - композиция «Распятие», разгаданная еще Романовым. Ранее «Святославов крест» находился на западной стене западного притвора, внутрь Георгиевского собора его перенесли при строительстве колокольни, Это поистине гениальное, сильное и правдивое произведение. Композиция его такова. На огромном кресте Христос. Даже на итальянских полотнах эпохи раннего Возрождения не всегда выражено столько страдания на лике Христа и в его чуть изогнутом теле. На соседнем камне слева от «Распятия» изображена богородица и святые жены-мироносицы. ИХ позы, их прижатые к груди руки говорят о великой скорби. На отдельном камне справа от «Распятия» стоит любимый ученик Христа - молодой апостол Иоанн, подперев рукой голову; рядом с ним римский сотник Лонгин - начальник стражи; он отшатнулся, в ужасе протянул вверх правую руку. Под «Распятием» - камень, на нем надпись: «Сооружен сей честный и животворящий крест Господень Благоверным князем Святославом Всеволодовичем в лето 6732» (1224). Из-за этой надписи и родилась легенда, что князь сам участвовал в постройке храма.
http://www.bestreferat.ru/referat-167928.html
Изначально внутри собора никакой росписи не было. не расписывали храмы в те времена. А вот в 18 веке некий крестьянин расписал интерьер Собора. Очень необычно!
Пол чугунный, по-моему:
И красиво расписано и необычно. Реально залюбовалась:
Только я начала фотографировать, как служитель показал, что фотосъемка платная. Я вытащила денюжку, мол, вам платить? А он махнул рукой, мол, фотографируй. Я и нагло продолжила.
А уже 5 часов! Монастырь закрывается для посетителей. На колокольню мы уже не успеваем влезть. А жаль..
Залезла на ступени "красного" храма, чтобы оттуда получше слоника сфотографировать:
Бередём за великами к воротам монастыря:
ЖЖ ругается, что пост слишком большой. Дроблю...