Стамбул-2013. Часть 1-я. Айясофия начало.

В Стамбул добирались на перекладных с пересадкой в Анкаре. Багаж в Москве забрали, сказали забирать его уже в Стамбуле. Ноу проблем. Стамбул, так Стамбул. Во время пересадки в Анкаре прошли "через границу". Из Анкары в Стамбул уже летим доместиковым, то бишь внутренним рейсом. Время есть - погуляли по аэропорту. Напоролась на стендик с сувениркой. Чашечки-магнитики. Магнитики меня очень заинтересовали. Мне с Анкарой и картой Турции был заказан магнитик. Но нужного не нашлось. Ок, на обратном пути поищу. если не найду подходящего, куплю такой.
Пришлось часик до посадки просидеть (а то и больше - по-моему рейс задержали)

Итак, мы прилетели в Стамбул. Дотопали до ленты багажной, ждём своих чумаданчиков. А их вё нет и нет.. Лента уже остановилась.. Кхм.. И не одни мы такие. Всего пассажиров 20 не получили свой багаж. Тут появляется какой-то работник аэропорта, с турками-пассажирами на своем языке поболтали. Потом нам на-аглицкий перевели, что не выдали багаж именно летевшим с пересадкой. Типа, надо будет получать в другом месте, но где? Пока тут идет разбирательство, мы обнаружили табличку с нашими именами - нас ожидал трансфер до гостиницы. Подходим к держащему ту табличку турку и объясняем, что проблемы с багажом - скока времени займет его получение - не знаем. Тут мы решаем оставить ему в заложники с ним Мэри - она не сдавала багаж. На нас троих было лишь два багажа. Вот пусть ждёт здесь с ним, а мы с Ольгой будем добывать наши пожитки. Вернулись к толпе, которая вскоре бодро ломанулась за работником аэропорта. Причем мы ж не знаем, куда мы ломанулись. То исть "за багажом" могло означать и в соседнюю комнату в двух шагах, и на другой конец аэропорта (всё же мы надеялись, что багаж был в Стамбуле). А мы всё дальше и дальше по каким-то переходам чешем. НАконец, куда-то притопываем. Турок-сопострадавший звонит по внутреннему телефону, чего-то выясняет, но видимо, ответ был "ждите". Стоим ждём. Тут вдруг до меня доходит, что мой багажный квиточек, который когда едешь группой, как водится, пришлёпывают на билеты в произвольном порядке, был на билете Мэри, который вместе с Мэри остался около доместик арривал, а мы, судя по надписям, в данный момент находимся около интернешнл арривал. Бечь к Мэри за квиточком - это я могу упустить момент, куда конкретно надо подойти за багажом. Решаю дождаться конкретного свидания с багажом, и если не отдадут без квиточка, тогда сгонять к мэри. Как минимум я точно уже буду знать, что и где. А мы ж пока стоим и ждем чего-то.. Собсно, потихоньку начинает доходить. Багаж, видимо, летел прямым рейсом Москва-Стамбул, то бишь и прибыл в инетрнешнл отсек, а мы на перекладных в доместик прибыли. Но в любом случае - как теперь в инетрнешнл-то пробираться? Вскоре появился дядечка, открыл потайную дверку в инетрнешнл зону, стал смотреть билеты-квиточки багажные, отбирать пачпорт и пускать в инернешнл арривал. Ну, во-первых, паспорт оставлять вот так просто, даже без расписки - прелесть, а во-вторых, млин, квиточек!!! Но я всё же пропустила всех, а потом обратилась к дядечке, посмотрев глазами котика из шрека, на аглицком, мол,  жё не манж па сис жур виточек на другом билете, а друг остался около доместик арривал, но багаж именно мой, пустите, дядечка. Дядечка пустил (мне-то хорошо, но вот это - заходи, бери кто хочешь - слегка напрягло). Ворвались в международное пространство, но... тут только этих багажных лент штук десять. а наши-то чумаданы хде?!!!!! Одна из пассажирок обратилась к работникам аэропорта, они указали - лента 7. Несёмся табунком туда. Действительно, стоят, родные, около неё. Ждут нас. Беру свой и обнаруживаю, что у него оторвана ручка. Радость встречи тут же омрачается горечью потери. Не, в общем-то ему уже лет шесть, но оторванная ручка!!!!! Ладно, топаем обратно к доместик арривал через весь аэропорт. Там нас Мэри с встречающим хлопцем заждались. До гостиницы добираемся ближе к полуночи. Почти сразу баиньки!
Утро!!! Солнышко!!!!! Лепота!!!! Лестнички какие!

Это мы около "нашей" трамвайной остановки. Здесь остановились созвониться с Ларисой. Она тоже прибыла в Стмабул вчера вечером вместе с мужем Андреем, тринадцатилетней дочей Сашей и семимесячной дочей Варей. ОНи летели прямым рейсом и остановились в другой гостинице. Теперь вот надо состыковаться. Созвонились. Состыковку назначили на 12 часов дня около Айи Софии. У нас где-то два часа, чтобы погулять и позавтракать.
Топаем в центр. Вот какое-то, видимо, госуреждение. Симпатичный вход:

А это стена парка при дворце Топкапы. около которого, собсно, мы и жили.

Не знаю, что за дом, но понравился.

И тут граффити!

Опять же не знаю, что это, но очень эти строения и большое деревце нравится. Ходили мы тут бесчетное количество раз в итоге, но каждый раз любовалась!

Улочки:

А вот мы и вырулили на центральную площадь исторической части города. На одном краю Айясофия, на другом - Голубая мечеть.

Идём в обход мечети. вот такая тут прекрасность:

А я тем временем страдаю от солнца без солнечных очков. Как-то я упустила сей момент. Зима ж - зачем солнечные очки с собой брать? :-))) Пришлось срочно забегать в магазинчик закупаться этим важным предметом.
Минарет Голубой мечети и листочки в лучах солнца!!!

Это вход в неё. Но посетим мы её позже.

Площадь Ипподром рядом с Голубой мечетью. Два высоких обелиска - Египетский и Константина, и змеинная колонна - на фотографии она мааахонькая между ними:

Сколько же кошек в Стамбуле!!!! Вот одна с площади Ипподрома:

А вот барельеф на обелиске и зеленая змеиная колонна. ранее её увенчивала корона из трёх змеиных голов, но не сохранилась. Лишь одна голова уцелела. да и то храниться в археологическом музее.

Любуюсь мечетью:

Сворачиваем с площади на улочку. Граффити :-)))

И архитектурные развалины, и неразвалины, а ещё дальше моооооре! (мраморное, как я поняла)

Ещё красивостей. Да ещё и в плюще..

Реклама Каппадокии. "неземной пейзаж".

вот. собсно, о ней
Как и в Памуккале http://akostra.livejournal.com/559076.html доехать в этот раз не удалось.. Нужно будет обязательно ещё вернуться в Турцию!!
А вот мы проходим скверик. Я ещё не знаю на тот момент, но первую фотографию я делаю, чётко стоя спиной ко входу в отель, где поселились Лариса с семьёй!

Сквозь кусты фотоохочусь на Айюсофию:

Да, коты:

Наконец, уселись в кафешке завтракать. Понравился в нём вот такой шкапчик:

Топаем к Айясофии. У витрины магазина очередной котэ:

Трамвайчики и ещё живности:

Восхитил способ транпортировки воды:

А вот уже и София!

И торжественное воссоединение! Оля с Сашей - встреча после разлуки!!!

А теперь в эту самую Софию!!! Причем, вход с детьми без очереди, а очередь-то длииинная!! Правда, движется реально быстро. Но с детём же Лариса с Андреем, а мы с Олей и Мэри приблудные. Но договорились, нас всех пропустили!! Ура!!!!!

Овечки! (Или хто это?)

Немного про Айясофию. Когда даааавно тут стоял храм Артемиды. А Артемида - наш человек, мы уже установили http://akostra.livejournal.com/580043.html
Потом на его месте построили христианский храм, который "корректировали" всевозможные землетрясения, реставрации, достройки, борьба с иконами, кркстоносцы... В конце концов пришли мусульмане и переоборудовали православный храм в мусульманскую мечеть, избавившись от остатков ликов святых, ну и прочих ликов. В частности и штукатуркой замазывали, достраивались помещения под нужды мечети.. Потом в начале прошлого века закрыли мечеть, стали отдирать штукатурку. В итоге теперь это полумечеть, полухрам православный с виду, по факту не действующее ничего. Просто музей. Но какой музей!!! Лепоты несусветной, а эта смесь православия и мусульманства?!!!
Итак построен этот собор в 537 году, в 1453 году преобразован в мечеть, в 1935 стал музеем.
Входим:

Вот арки-ниши, где изображены кресты, их замазали во времена мусульманства. Сейчас часть крестов освободили от штукатурки, а чатсь оставили с мусульманским орнаментом. Я, правда, лишь вот крест сфотографировала:

Это мы пока ещё в "предбаннике" храма.

А вот заходим в сам храм:

А вот под куполом "на парусах" четыре.. хм.. ну изначально серафимов. Как я поняла, двое из них сохранились изначальными, а двоих "дорисовали" уже во времена реставрации мечети. Причем, у серафимов вместо лица были медальоны. И только недавно реставраторы вдруг выяснили, что под одним из медальонов скрывается лицо серафима.

Андрей позже вспомнит, как у нас в Кремле обнаружили иконы над воротами. Считалось, что они утрачены, в их оставили на месте, просто обернули чем-то и замазали сверху краской.
"Второй этаж"

По счастью день был солнечным, и натуральное солнечное освещение позволяло рассмотреть храм во всей естественной красе. Лишь вот одна из люстр светилась. Опять же - такие низкие!!!

Черты мечети.  В частности "горка" - это минбар, откуда имам читает своим проповеди:

А какие витражи на окнах!! И изображение Богородицы!

Ложа султана:

Любуюсь вязью и росписью:

Пытаюсь передать пространство.. Безуспешно, в общем-то...

Детальки.. игра солнца и тени..

А вот мы у Плачущей колонны. В ней есть отверстие маленькое. Изначально в православные времена было поверье, что если вставить палец в отверстие. загадать желание и ощутить влагу на пальце, то оно сбудется. Вообще-то где-то даже слышала. что именно над этой колонной была икона Григория Чудотворца и к этой колонне приходили за исцелением.. В мусульманские времена оно преобразовалось. Теперь для сбычи желания надо было вставить палец и повернуть руку на 360 градусов. Вот теперь все так и делают. Ну, и мы...

Оля:

Мэри и Саша:

Лариса и Андрей:

Идём на второй этаж. Дорожка.. Сколько ног эти камни повидали...

Добрались:

Свет...

Фото мозаик Богородицы и Архангела Гавриила:

Толпа кругом, а вот узенький проходик и тут парочка... уединилась?