Серия 20-я:
Пётр I, заседая однажды в Сенате, выслушав огромное количество дел о недавно учинённых кражах и мздоимстве, распалился гневом и велел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно будет купить верёвку, то вора без дальнейшего следствия должно будет тотчас же повесить на этой же самой верёвке. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону. "Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь. Тогда Ягужинский сказал Петру: "Всемилостивейший Государь, неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем. С тем только различием, что один более приметнее нежели другой". Царь, погружённый в свои мысли, рассмеялся и замолчал.
* * *
Пётр I часто обедал в доме у своего повара Фильтена с кем-либо из приближённых. И всегда платил за обед червонец, приглашая тем самым и своих спутников сделать то же самое. И все они, подражая царю, платили за обед по одному червонцу. У Фильтена была большая семья, а он был честен и очень вкусно готовил. И потому Пётр таким образом просто-напросто помогал ему жить в достатке.
* * *
В начале турецкой войны 1711 года молдавский Господарь Князь Дмитрий Константинович Кантемир перешёл под покровительство Петра I. После неудачного для русских прутского похода. закончившегося поражением русской армии, турки при заключении мира потребовали выдачи Дмитрия Кантемира. Пётр ответил: "Я лучше уступлю земли до самого Курска, нежели соглашусь на это. Ибо тогда у меня ещё останется надежда когда-нибудь их снова отвоевать, Но не сдержать слова, данного Кантемиру, значит навсегда потерять веру и верность. Мы имеем своею собственностью одну только честь, отречься от неё означает то же самое, что перестать быть Государем".
Серия 21-я:
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль знаменит своей политической мудростью и выдающимся остроумием. Часто его удачные фразы становились крылатыми, а умению выходить из щекотливых ситуаций позавидовал бы любой из современных политиков. Легенда британской истории также отличался скептическим отношением к участию женщин в политической жизни страны. Однажды во время своей предвыборной компании он ввязался в спор на эту тему. Отчаянно противостояла ему представительница организации по защите прав женщин член Палаты общин леди Нэнси Астер. Их спор незаметно перерос в словесную перепалку и тут же привлёк всеобщее внимание. В итоге премьер, играючи, заставил женщину потерять контроль над своими эмоциями. НЕ сдержавшись, она крикнула: "Если бы я была вашей женой, я бы подсыпала вам в кофе яд!" Черчилль, оценивающе осмотрев её с ног до головы, ответил: "Если бы я был вашим мужем, я бы выпил его".
* * *
Многим известно о повышенной эмоциональности Гитлера. Но далеко не все знают, в каких странных поступках она порой проявлялась. Ладно бы просто покричать, побить посуду, на худой конец подраться, а вот у фюрера Третьего рейха была экстравагантная привычка. В минуты аффекта он грыз ковёр. Приближённые узнали об этом не сразу. Поначалу всё ограничивалось истеричными криками, нервной жестикуляцией и редкими репрессиями, как правило, против тех, на кого у Адольфа давно был зуб. Так продолжалось до зимы 1942 года. Если быть точнее, до Сталинградского разгрома. Вот тогда Гитлер впервые в ярости накинулся на ковёр и безуспешно его грыз. Некоторое время. Сложно сказать, сознавал ли он тогда свои действия. По непроверенным данным такое случалось за годы войны ещё всего два раза: после падения Кёнингсберга и после провала наступления в Арденнах. Впрочем тогда расстреливать никого не стали. Людей в Германии оставалось уже совсем мало.
Серия 22-я:
Балетмейстера Михаила Михайловича Фокина Стравинский считал самым неприятным человеком из тех, с кем ему приходилось работать. Даже в период совместной работы они не были друзьями. хотя именно Стравинский посоветовал Дягилеву пригласить Фокина для постановки "Жар-птицы" и "Петрушки". Стравинский считал, что танцы, поставленные Фокиным в "Князе Игоре", характеризуют его как наиболее квалифицированного российского балетмейстера.
* * *
Однако совместная работа разочаровала Стравинского. Так как ему не понравились танцы ни в одном из балетов. В "Жар-птице" женщины были однообразно милыми, в то время как танцовщики-мужчины были до крайности грубо мужественными. А в сцене с Кащеем они сидели на полу, брыкая ногами глупейшим образом. Стравинский для "Жар-птицы" предпочитал хореографию Джорджа Баланчина.
* * *
Стравинский так писал о танцовщике Вацлаве Нежинском: "Его мало назвать танцовщиком - в ещё большей степени он был драматическим актёром. Его прекрасное лицо, хотя оно и не было красивым, могло становится самой впечатляющей актёрской маской из всех, которые я видел. В роли Петрушки он был самым волнующим существом, когда-либо появлявшемся передо мною на сцене.
* * *
О Дягилеве Стравинский писал, что он был человеком суеверным и очень боялся человека с дурным глазом. Сложив два пальца правой руки, он открещивался от его чар. "Однажды разговаривая с ним в театре я с удивлением заметил, что правой рукой он делает жест, продолжая одновременно разговаривать со мной, как говорится, левой рукой. "Серёж, что Вы делаете?" - спросил я его. Он указал на троих мужчин позади себя и сказал, что у одного из них дурной глаз. Я посмотрел на того, нашёл, что он ошибается и сказал ему об этом. Но он не захотел прекращать перстного контрвлияния, пока те трое не удалились.
Серия 23-я:
Знаменитый римский деятель Фабриций Лусцин всю жизнь был в плохих отношениях, даже ненавидел его, с Корнелием Руфином, который был храбрым воином, хорошим полководцем, но слыл человеком очень жадным и даже вороватым. Однако во время тяжёлой войны с Пирром, когда Руфин домогался должности консула, Фабриций приложил гормадные усилия, чтобы эта должность досталась Руфину. Многие удивлялись, почему он хотел видеть консулом своего врага. На что Фабриций отвечал: "Я предпочитаю, чтоб меня обобрал гражданин нежели продал с торгов враг".
Немного в других словах излагал эту же историю Цицерон. Эта история имела продолжение. Руфин прославился на войне и был потом ещё раз избран консулом, правда, уже без поддержки Фабриция. После этого, когда Фабриций был цензором, он исключил Руфина из Сената за пресловутую страсть к роскоши, так как тот имел слишком много серебряных изделий. Более трёх с половиной килограмм серебра.
* * *
Публий Сципион Африканский и Тиберий Семпроний Гракх - отец Тиберия и Гая Гракхов - были известны в Риме многими подвигами, наградами и образованностью, а также благородной жизнью. Но в государственных делах они часто противоречили друг другу и друзьями не были. Их соперничество продолжалось много лет.
Однажды во время праздника, посвящённого Юпитеру, Сенат обедал на Капитолии, и оба соперника оказались за одним столом. Тогда они вдруг пожали друг другу руки и стали большими друзьями. Как писал историк, это произошло словно при посредничестве бессмертных богов. Тиберий Гракх вскоре защищал братьев Сципионов от обвинений в хищениях после Сирийской войны. А через некоторое время они стали и родственниками, так как Публий Сципион отдал за него свою взрослую дочь".
Серия 24-я:
Во времена позднего средневековья в Европе среди научной общественности было популярно представление об одном виде египетской казни. Якобы, когда палач разрубал человека пополам одним ударом, то если верхнюю часть человека сразу же посыпать негашеной известью и поместить над огнём, то она в течение четверти часа может выслушивать вопросы и отвечать на них.
* * *
Вот ещё пример заблуждений. но уже более нового времени. Томазо Компанелла, итальянский философ и писатель, верил в то, что барабан из кожи овцы лопнет, если близь него застучит барабан, обтянутый волчьей кожей.
* * *
Знаменитый учёный Антуан Лавуазье был также и откупщиком. В 1791 году откуп был уничтожен, но многие революционные деятели продолжали преследовать бывших откупщиков. Они требовали предания их суду, не дожидаясь даже установленного конвентом срока для ликвидации дел. В конце ноября 1793 года Лавуазье вместе с ещё несколькими бывшими откупщиками был заключён в тюрьму. В Париже поднялась компания в защиту знаменитого учёного, и даже совещательное бюро конвента послало в трибунал петицию с просьбой помилования Лавуазье, ссылаясь на его многочисленные научные заслуги перед Францией. Однако председатель трибунала Кафеналь заявил: "Революции не нужны учёные". И 8-го мая 1794 года знаменитого учёного привезли к гильотине.
По поводу казни Лавуазье другой учёный Жозеф-Луи Лагранж заметил: "Палачу достаточно было мгновения, чтобы отрубить эту голову, но будет мало и столетия, чтобы появилась ещё такая же".
Серия 25-я:
Сейчас никого не удивишь тем, что самые качественные дорогие киноленты снимают на юго-западе США в Калифорнии в пригороде Лос-Анджелеса Голливуде. Однако малоизвестный факт, что изначально кино в Америке появилось в Нью-Йорке, который до 20-х годов прошлого столетия являлся киноцентром на американском континенте. Два факта заставили перенести места съёмок на противоположную сторону страны. Во-первых, фактор чисто природный - в Нью-Йорке недостаточно хорошая погода для съёмок - дожди, редкое солнце - всё это делает сам процесс съёмок затягивающимся. Второй фактор - это монополия Томаса Эдисона и Компании на съёмку фильмов. Дело было в 1910-х. Кино стало очень выгодным, и позиция Томаса Эдисона мало кого устроила. Что сделали другие кинопроизводители? Они постарались перебраться как можно ближе к границе. На тот случай, если длинной руке закона захочется их наказать.
* * *
Известно, что американская гражданская война прошла под знамёнам освобождения африканцев и афро-американцев от рабства. Известно, что рабство не было распространено на севере, особенно на северо-западе страны, однако имело широкое ходжение на юге, где возделывались хлопковые и сахарные культуры. Но мало кто знает, что инициатор войны Авраам Линкольн не был ярым сторонником свободы чёрного населения Америки. Более того, он утверждал, что имей он такую возможность, то не стал бы освобождать чёрных от рабства.
* * *
После окончания войны рабство было отменено лишь номинально. К началу 20-го века в Америке существовала строгая сегрегация населения по цвету кожи. В 60-х годах 20 века американское общество было потрясено скандалом, разразившемся вокруг дела чёрной леди, не уступившей место в автобусе белому мужчине. А к мемориалу Линкольна, освободителя чёрного населения США, вход чёрным был запрещён ещё в 80-х годах 19-го столетия и открыт лишь во второй половине 20-го.
Серия 26-я:
Иван Иванович Шувалов вопреки широко распространенному мнению графом не был, так как отказался от предложенного ему императрицей Елизаветой Петровной титула и обширных поместий. Он часто приглашал в свой дом Михайло Васильевича Ломоносова и Александра Петровича Сумарокова, враждовавших между собой.
Однажды Шувалов пригласил к себе на обед многих известных учёных, писателей, среди которых были и Ломоносов с Сумароковым. Уже все собрались и ждали только прихода Ломоносова, который
не знал о приглашении Сумарокова. Войдя, Ломоносов прошёл уже половину комнаты, когда заметил Сумарокова. Ни слова не сказав, Ломоносов повернулся и пошёл к дверям. Шувалов закричал ему вслед: "Куда, Михайло Васильевич? Мы сейчас сядем за стол и ждали только тебя!" Придерживая рукой дверь, Ломоносов ответил: "Домой!" Шувалов возразил: "Зачем же? Ведь я просил тебя к себе обедать?" Указывая пальцем на Сумарокова, Ломоносов сказал: "Затем, что не хочу обедать с дураком!" - и удалился.
* * *
Сумароков и Ломоносов часто спорили при Шувалове о языке и литературе, доказывая в яростных спорах свою правоту. В нетрезвом виде соперники часто переходили на откровенную брань, и тогда Шувалов отсылал одного из них прочь. Чаще, говорят, Сумарокова. Если же заманить одновременно обоих не удавалось, то Шувалов заводил беседу с Ломоносовым и посылал незаметно за Сумароковым. Прибывший Сумароков, услышав у дверей, что в доме Ломоносов, мог незаметно удалиться, а мог и остаться послушать разговор. Вскоре он с криком врывался в комнату: "Не верьте ему, Ваше Превосходительство! Он всё лжёт! Удивляюсь, как вы даёте место у себя такому пьянице и негодяю!" Ломоносов тоже не лез за словом в карман: "Сам ты подлец, пьяница, неуч, под школой учился и сцены твои краденые!" Вот на таком уровне часто происходили научные диспуты в то время.
Серия 27-я:
При организации своего побега из ссылки Сталин решил сыграть на неприязни между местным исправником и возчиками, игравшими большую роль в условиях Сибири. Он сказал одному из возчиков, что хочет подать жалобу на исправника. Для этого ему нужно попасть в Зимнюю, где у него есть связи. Зимняя - это было ближайшая железнодорожная станция, до которой надо было ехать несколько дней. Сторговались об оплате. Кроме того возчик выговорил себе на каждой большой станции по аршину водки, а на малых по пол-аршина. Аршин водки - это сибирская мера выпивки, равная ряду стандартных стопок водки длиной в один аршин. Стояли сильные морозы, в санях сидел укутанный Сталин, а распахнутый возчик погонял своих лошадей исправно, поглощая на станциях свои аршины и полуаршины. Так Сталину по его словам удалось бежать.
* * *
Когда Сталин был в хорошем настроении, он любил рассказывать следующую историю. Доведённые до отчаяния поборами помещиков и чиновников грузинские крестьяне, обратились за помощью к кизикинцу Элибо (?), который слыл среди них изобретателем. Этот Элибо недавно видел у русских солдат пушки и узнал, на какое расстояние они стреляют. Пушки были небольшими и Элибо решил, что если он сделает достаточно большую пушку, то он сумеет выстрелить по Петербургу. Он выбрал для своих целей большой дуб с дуплом, долго с ним возился, и в конце концов сделал огромный ствол. Этот ствол он набил порохом и камнями. Посмотреть на это чудо собралось множество окрестных крестьян. Элибо навёл ствол на Петербург, как он это понимал, зажёг фитиль и поднёс его к запалу. Раздался ужасный взрыв. Несколько крестьян было убито на месте, десятки пострадали. Уцелевшие накинулись на Элибо: "Что ты наделал?" А тот гордо им отвечал: "Это что! Вы представляете, что сейчас творится в Петербурге?!"
Серия 28-я:
В истории периода нацистского господства в Германии существует лишь один известный факт того, что кто-то позволил себе повысить голос и, кроме того, пойти против воли самого Гитлера. Этим человеком была немецкий кинорежиссёр-фотограф Лени Рифеншталь. Во время съёмок одного из фильмов, пропагандирующих нацизм, Гитлер предложил ей свой вариант одного из эпизодов фильма. Но сама мысль, что кто-то может вмешиваться в процесс съёмки, взбесила Лени. Она закатила сцену и посмела кричать на того, чьё имя приводило в трепет и ужас миллионы. И добилась того, что хотела. Больше никто не смел вмешиваться в процесс съёмки фильмов.
* * *
Всем хорошо известно имя драматурга Бернарда Шоу. Однажды с ним произошёл курьёзный случай, который до сих пор пересказывается как притча. Бернард Шоу почувствовал недомогание. Он поспешил вызвать доктора и улёгся в постель. Доктор очень торопился, он сильно задыхался, поднимаясь по лестнице. Войдя в квартиру он свалился в кресло, тяжело дышал, потом схватился за сердце, закатил глаза и потерял сознание. Испуганный драматург вскочил с постели и засуетился вокруг лежащего без памяти врача, забыв о своей болезни, Шоу побежал за водой, стал обмахивать доктора полотенцем, распахнул форточку. Наконец его старания принесли успех. Новоявленный больной открыл глаза, вздохнул, поднялся на ноги и… потребовал оплатить счёт. Возмущению Бернарда Шоу не было предела, он готов был убить своего лекаря. Но тот невозмутимо возразил: «Я же поднял вас с постели? Значит, сделал свою работу». Пришлось пациенту расплатиться за лечение.
Не иначе как хитрый доктор использовал метод древнего китайского мудреца, который похожим способом вылечил смертельно больного императора, когда все врачи от него отказались.
Серия 29-я:
Во время Крымской войны граф Лев Николаевич Толстой хотел извести в своей батареи матерную ругань. Он частенько увещевал солдат таким, например, образом: «Ну, к чему такие слова говорить? Ведь ты этого не делал, что говоришь. Просто, значит, бессмыслицу говоришь. Ну, и скажи, например, ёлки тебе палки. Эх ты елондер пуп, эх ты ерфиндёр» (я таких слов не знаю!!!). Однако солдаты поняли слова офицера по-своему и позднее вспоминали: «Вот был у нас офицер – Его сиятельство граф Толстой, вот уж матершинник был. Слово просто не скажет - так загибает, что и не выговоришь!»
* * *
В 1937 году уже советский граф Алексей Толстой был в Париже в качестве знатного туриста. Он несколько раз встречался с Юрием Анненковым и катался с ним по Парижу на автомобиле. Во время одной из поездок между ними состоялась следующая беседа.
Толстой: Машина у тебя хорошая, слов нет. Но у меня всё же гораздо шикарнее твоей. И у меня их даже две. Анненков: Я купил машину на заработанные мною деньги. А ты?
Толстой: По правде сказать, машины мне были предоставлены. Одна – Центральным комитетом партии, другая – Ленинградским советом. Но в общем, я пользуюсь только одной из них, потому что у меня всего один шофёр.
Анненков: Чем объясняется, что в Советском Союзе у всех, у кого есть автомобиль, имеется обязательно и шофёр? В Европе мы сами ездим за рулём. Шофёры служат либо у больных, либо у каких-нибудь снобов.
Тослтой: Чепуха! Мы все сами себе чекисты. А вот если я заеду, скажем, к приятелю на Кузнецкий мост выпить чайку, да просижу там часа полтора-два, то ведь шин-то на колёсах я уже не найду – улетят!
Анненков: Понял. Но не всё. В Советском Союзе не существует частной собственности, частных лавок, так на кой же чёрт воруются автомобильные шины?
Тослтой: Не наивничай. Ты прекрасно знаешь, что это пережитки капиталистического строя. Атавизм!