(Эпиграф к передаче "Исторические байки")
Это не из передачи, это из того, что сама помню (могу ошибиться, но вроде Оскар Уайльд): "У каждого великого человека есть ученики, причем его биографию всегда пишет Иуда". (И кстати, как это перекликается с http://akostra.livejournal.com/303298.html)
Эти два высказывания очень четко определяют мое отношение к байкам, биографиям, да и в какой-то степени вообще к истории. Безумно интересно читать, но как было на самом деле?... Даже исторические документы тоже писали люди
Хочу записать "Исторические байки", чтоб уж точно не потерять (как потеряла, похоже, собранное в детстве.. эх...)
За пунктуацию и орфографию фирма отвестсвенности не несёт - диктанты я писала ооочень давно, а память у меня дырявая :-)))
Про да Винчи и его "Вечерю" знала давно, но с удовольствием вспомнила! Опять же всё про того же Иуду...
Когда Леонардо Да Винчи писал свою знаменитую фреску "Тайная вечеря", перед ним встала проблема, с кого писать образы Христа и Иуды. ОБраз Христа должен был стать воплощением Добра, а в Иуде должно было воплотиться всё зло этого мира. Леонардо долго искал натурщиков для картин, но никак не мог найти. Пока, наконец, не забрёл в церковь в одной дальней деревушке и не увидел там одного молодого человека - певчего в хоре. Молодой человек был так прекрасен, что Леонардо пригласил его к себе в мастерскую. И после нескольких попыток, сделав множество набросок и этюдов, Да Винчи написал с этого молодого человека Христа. Прошло несколько лет. Леонардо практически завершил свою картину, но образ Иуды так и не смог найти своё воплощение. Художник почти отчаялся в своих поисках, но ему вдруг повезло. Проходя мимо кабака, он увидел валяющегося в сточной канаве пьяницу. Это был опустившийся, ещё молодой годами, но с преждевременно состарившейся внешностью человек. на его лице отпечаталось большинство земных пороков. Подходил срок сдачи картины и Леонардо решился. Он приказал своим помощникам притащить пьяницу в церковь и без предварительных набросков и этюдов стал писать с него Иуду. И, нконец, работа была завершена. Как раз к этому времени нищий немного протрезвел, посмотрел на картину и сказал: "Я её уже видел раньше". "Где ты мог её видеть?" - удивился Леонардо. "Несколько лет назад, когда я был певчим в хоре и был счастлив, когда я был полон мечтаний и надежд, какой-то художник писал с меня Христа," - с горечью ответил нищий.
Однажды Рембрандта упрекнули в том, что его полотна несколько шероховаты на ощупь. Рембрандт возразил: "Прошу прощения, но я ведь художник, а не чистильщик сапог"
Жители Кротона называли известнейшего древне-греческого философа и математика Пифагора Гиперборейским Аполлоном. Про его жизнь ходило множество легенд. Будто бы его в один и тот же день и час одновременно видели в Метапонте и Кротоне. В Кротоне же во время состязаний Пифагор поднялся с места и будто бы показывал своё золотое бедро. По словам Аристотеля, с пифагором заговорила река Кос, когда он переправлялся через неё. Причём многие слышали это собственными ушами.
(Вот уж никогда бы не подумала, что Пифагор практически мифический персонаж! :-))) )
Анникерид из Кирены славился своим умением скакать верхом и управлять колесницей. Он очень гордился своим искусством и захотел показать его Платону. Он запряг своих коней и долго кружил по саду Академии. Причём всё время попадал точно в свою колею. Зрители были восхищены его искусством. Однако Платон неодобрительно сказал: "Человек, уквлечённый такими пустяками, не сможет заниматься никаким серьёзным делом, ибо ум его, поглощенный такими ничтожными вещами, не сможет заметить того, что на самом деле достойно удивления".
После победы афинян в Саламинском сражении были принято решение каждый год в годовщину победы устраивать петушиные бои в течение целого дня. Этот обычай брал своё происхождение от присшествия, случившегося, когда Фемистокл вёл своих воинов на врага. Тогда он заметил двух дерущихся петухов и задержался, чтобы посмотреть на это зрелище, а также велел своим воинам смотреть на этот поединок. Потом он сказал: "Смотрите! Они сражаются не за Родину, не за Отчих Богов, не за гробы своих предков. Они принимают муку не ради Славы, Свободы или блага детей. Но единственно - чтобы победить и превзойти мужеством соперника!". Этими словами Фемистокл сильно воодушевил афинян, и они одержали победу. А петушиные бои было решено сохранить, чтобы они и в будущем воодушевляли афинских воинов.
В 1531 году в Вероне к известному математику-самоучке Николо Тарталье (Тарталья (заика) - это было его прозвище - ну, а истинная фамилия ученого так и осталась неизвестной) обратился опытный артиллерист с вопросом: под каким углом следует поставить ствол пушки, чтобы достичь наибольшего полёта снаряда? Возможно, это может показаться смешным, но в то время, хотя из пушек стреляли уже более 200 лет, ответа на этот вопрос ещё не было. Тарталья дал правильный ответ, сказав, что угол должен быть равен 45 градумов. Он занялся изучением движения артиллерийских снарядов и первым показал, что их траектория на всём своём протяжении представляет собой кривую линию. До него же все полагали, что траектория движения снаряда состоит из двух отрезком прямой линии, соединённых отрезком кривой линии.
Знаменитый французский математик, астроном и геодезист Пьер Луи Моро де Мопертюи в середине восемнадцатого века возглавлял экспедицию в Лапландию лдя измерения по меридиану дуги в 1 градус. Ведь Ньютон, исходя из закона всемирного тяготения, показал, что Земля должна быть несколько сплюснута у Полюсов, и, значит, длина дуги меридиана в 1 градус должна быть различной во Франции и Лапландии. Экспедиция подтвердила и этот блестящий вывод Ньютона, а Мопертюи за своё достижение получил почётный титул "Сплюснувший землю"! Вольтер же присвоил Мопертюи титулы Микромегас и Сплющевателя обоих Косени. Дело было в том, что Жан Джованни и Жак Косени возражали против выводов Ньютона из закона всемирного тяготения. Так что Мопертюи сплющил не только Землю, но и отца и сына Косени.
Когда смотрела по телеку, не въехала в эту байку. А щас уже обмозговала, какую-такую дугу измеряли, и что такое Косени :-))). Полезно-таки иногда вникнуть. И мне байка в итоге очень понраивлась!
Древние ацтеки верили, что многочисленные кровавые жертвы необходимы для поддержания движения Солнца, чтоб мир не рухнул. В год жрецы умерщвляли 20-30 тысяч человек. Ступени великолепных пирамид были залиты кровью, перед храмом лежали горы черепов, на алтарях постоянно дымились человеческие сердца, над площадью всегда висел тяжёлый смрад разлагавшихся трупов. В жертву ацтеки, как правило, приносили пленников. Причём покалеченный пленник для жертвоприношения не годился. Врага старались захватить живым и невредимым. В бою с испанцами ацтеки тщетно пытались оглушить конкистадоров, головы которых были надёжно защищены шлемами и кирасами. Если бы ацтеки сразу били на поражение, крошечная армия Кортеса едва ли одержала бы победу.
Не зря говорят, что Восток - дело тонкое. И, действительно, у восточных мудрецов можно много чему поучиться. Западные люди, как правило, знают лишь два выхода из ситуации: первый - это да, и второй - это нет. То есть - либо "да", либо "нет". А вот у даосистов другое понятие на сей счёт. ОНи считают, что нельзя так ограниченно думать об окружающем мире. Есть "да", есть "нет", есть "и да, и нет", а также и " ни да и ни нет". Также они считают, что всё движется по кругу. А мы предпочитаем линейную психологию. Современному человеку достаточно сложно понять, чем руководствуются восточные люди. Однако на мой взгляд, восточные люди просто не акцентируют своё внимание на чём-то конкретном и обособленном. Например, у китайцев есть подобное выражение: если дети не уважают старость, то умирают молодыми; зачем им старость, которую они так не уважают?
В 1789-м и 90-м годуах адмирал Василий Яковлевич Чичагов одержал блистательные победы над шведским флотом. При первомпосле того приезде Чичагова в Петербург императрица приняла его милостиво и изъявила желание, чтобы он рассказал ей о своих походах. Для этого она пригласила его к себе на следующее утро. Государыню предупреждали, что адмирал почти не бывал в хороших обществах и иногда употребляет неприличные выражения. Может не угодить ей своим рассказом. Но императрица осталась при своём желании. На другое утро явился Чичагов. Государыня приняла его в своём кабинете и, посадив его против себя, вежливо сказала, что готова слушать. Старик начал. Не привыкнув говорить в присутствии императрицы, он робел. но чем дальше входил в рассказ, тем больше оживлялся и, наконец, пришёл в такой восторг, что кричал, махал руками и горячился как бы при разговоре с равным себе. Описав решительную битву и дойдя до того, как неприятельский флот обратился в полное бегство, адмирал всё забыл, ругал трусов шведов, причём употребляя такие слова, которые можно слышать только в толпе чёрного народа. Вдруг старик опомнился, в ужасе вскочил с кресел и повалился перед императрицей на колени: "Виноват, матушка, Ваше Императорское Величество!" "Ничего, - тока и сказала императрица, не давая заметить, что поняла непристойные выражения, - ничего, Василий Яковлевич, продолжайте. Я ваших морских терминов не разумею".
Гы! Какая же прелесть!