Спектакль, скорее, понравился, чем не понравился. ,Но в театр не пойду. Реально тяжело столько всего осилить.
И это ещё хорошо, что я чтала пьесу. Пусть и довольно-таки давно. При этом даже мне сложно было отслеживать "скачки во времени". В печатном варианте хоть сразу указывалось - Примухино 1840, Париж 1848. Особенно в свете того, что действо разворачивается не в хронологическом порядке, а с комбеками в прошлое. Это явно подусложняло восприятие.
Что же касается пьесы, то мне всегда было интересно следить за тем, как человек с возрастом меняется (или нет :-))), как обстоятельства, люди, события меняют взгляд на мир этого человека, цели в жизни, людей, оторые его окружают. На примере умных, желающих изменить мир, героев этой пьесы следить, таким образом, очень увлекательно.
В пьесе очень точна мысль про писателей в России. Не поленилась, нашла в тексте:
(Белинский папосле лечения в Европе-таки возвращается в Россию, где его явно поджидают власти для расправы)
БАКУНИН. Послушай, ну зачем тебе возвращаться в Россию? Перевози жену и дочь в Париж. Ты бы смог здесь опубликовать свое письмо Гоголю, и все бы его прочли.
БЕЛИНСКИЙ. Здесь оно бы ничего не значило… в пустом звоне наемных писак и знаменитых имен… заполняющих газеты каждый день блеянием, ревом и хрюканием… Это такой зоопарк, в котором тюлени бросают рыбу публике. Тут всем все равно. У нас на писателей смотрят как на вождей. У нас звание поэта или писателя чего-то стоит. Здешним писателям кажется, что у них есть успех. Они не знают, что такое успех. Для этого нужно быть писателем в России… Даже не очень талантливым, даже критиком… Мои статьи режет цензор, но уже за неделю до выхода "Современника" студенты крутятся около книжной лавки Смирдина, выспрашивая, не привезли ли еще тираж… А потом подхватывают каждый намек, который пропустил цензор, и полночи спорят о нем, передавая журнал из рук в руки… Да если бы здешние писатели знали, они бы уже паковали чемоданы в Москву или Петербург.
А ещё сейчас я читаю Аксакова "Таинственная страсть". Его практически автобиографичный роман о шестидесятниках. Поэты собирали стадионы! Билан бы обзавидовался... Это я к чему - "Поэт в России больше, чем поэт"...
Перед показом спектакля была подборка высказываний об этом спектакле - зрители, актеры, подрзреваю, что и критики. Прозвучала фраза, что есть мнение, что Стоппард ненавидит Россию и подгадил этой пьесочкой, поиздевавшись над ярчайшими её представителями. Гы! Даже если он издевался, то явно, любя. во всяком случае, столько вложить в пьесу дабы лишь насолить и не конкретному человеку, а целой стране. Велика бы его ненависть была! Хех..
Самый мой любимый персонаж в пьесе это Белинский. ВЕликий мыслитель и нелепый в быту. Неуклюжий, стесняющийся своего происхождения и своей недообразованности. Хотя бы как он комплексует от того, что не знает французский. В этой постановке его играет Евгений Редько. Очень он мне понравился в "серьезных" сценах, но там, где он неуклюж и смешон - там мне не хватало трогательности... больше смахивало на клоунаду. Но за все остальные сцены - огромное мерси! Очень понравился!
Очень понравился Тургенев Александр Устюгов. Вообще без каких-либо "претензий" :-)))
Михаил Бакунин Стапан Морозов. Неискоренимый революционер и мот. Занимающий деньги, даже в преклонных годах собираясь на очередную революцию! :-)))) Но и мот и революционер он до гробовой доски!
Александр Герцен Илья Исаев. Любимая сцена, когда в ПАриже, Герцен начинает, было, ныть Ворцелю про то, что ему 40 лдет, пора на покой,
ГЕРЦЕН "... Я приехал в Париж, как другие приезжают в Иерусалим или в Рим, а нашел его вполне обыкновенным городом. Париж предпринял слабую попытку сделаться городом, стоящим самого себя, и потом, удовлетворенный, рухнул под шестью футами навоза, даже не серы. Я расстался со всеми своими иллюзиями, которые были мне так дороги. Мне сорок лет. Я поселюсь в царстве дремы, к востоку от Эдемского сада, и никто ничего обо мне больше не услышит."
ВОРЦЕЛЬ. Я пришел, чтобы поговорить с вами о… Просить о помощи - организовать польское издательство в Лондоне.
ГЕ РЦЕН. Вольная польская типография? Да. Вы, конечно, должны… Конечно. Хорошая мысль. Тут же есть, по-моему, один поляк, да…
ВОРЦЕЛЬ. Тхожевский.
ГЕ РЦЕН (одновременно)…Тхожевский, у которого книжный магазин в Сохо? И не только он, кто-то все время приезжает и уезжает, вы сможете получать материалы из дома и передавать туда настоящие новости и полемику, разбудить интеллигенцию, образовывать молодежь. Я что-нибудь напишу для вас, вы переведете. А еще лучше… вы можете достать кириллицу?ВОРЦЕЛЬ (кивает). В Париже… Мы можем купить подержанные шрифты.
ГЕРЦЕН (вдохновлен). Вольная русская типография! И польская. У вас есть печатник?
Алексей Веселокин больше всего понравился в образе Георга Гервега. Вообще у него три роли в каждой из частей новая. Если честно, мне такое не очень нравится (правда, не только он один в нескольких образах светиться - вот всё хочу узнать - это задумка автора пьесы или постановщика).
Вообще же пьеса мне напоминала по конструкции "Войну и мир", только вмевсто "войны" здесь сражения на филосовских полях брани. Пока мужчины сражаются словами за светлое будущее России, женщины дивут своей "мирной" жизнью, пытаются строить семьи с этими воюющими философами, рожают им детей.
Так вот о "мире"...
Порадовала Нелли Уварова - её НАтали Байер умная и милая барышня. Обычные девичьи шушуканья о кавалерах, планах на будущее, только вот кавалеры все философы. Но сути это не меняет, хотя посещать филосовский кружок не так типично для барышни. В роли Натали Герцен понравилась меньше. Хотя во французском флаге была бесподобна! В третьей части у Уваровой роль англичанки - вот там не понравилась... И опять же к разговору - зачем у одних и тех же актеров по нескольку ролей?...
Варенька Бакунина Татьяна Матюхова. Наверное, даже больше Уваровой понравилась. НАверное, больше всего понравившейся женский персонаж. Трагичная и сильная.
Повтюрюсь - персонажей ооочень много, я реально иногда просто уже не въезжала, хто это? Написала лишь о том, что запомнилось точно :-)))