akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Categories:

Квест "Большие планы: оттепель и постмодерн". Окончание

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1562327.html

Историческая справка
Знакомьтесь, первый представитель так называемого "соучаствующего проектирования". Проект под названием Дом нового быта разрабатывался Натаном Остерманом (автором экспериментальных кварталов в Черемушках) с учетом исследований ученых-социологов и пожеланий молодых семей, который должны были получить в этом доме квартиры, а точнее - жилые ячейки. В ячейках, явно наследующих принципам конструкивистских домов, предполагались кухонные ниши, встроенная мебель, откидывающиеся столы, шкафы-стены и даже мобильное потолочное освещение, чтобы светильники можно было перемещать в то место жилья, где требовался более яркий свет. Но, как это часто происходит, уже в процессе строительства программа была заметно сокращена, само здание передали МГУ под общежитие. Натан Остерман ни противодействовать, ни как-то исправить ситуацию не смог, он умер в довольном молодом возрасте еще до окончания строительства.






Историческая справка
В 1955 году несколько коллективов советских специалистов были отправлены в рабочие командировки в страны Западной Европы для изучения новейшего опыта организации жилых районов — это было своего рода "великое градостроительное посольство". Параллельно с этим, советские НИИ работали над схемой удешевления проекта жилых кварталов (сейчас бы это назвали "устойчивым развитием"): разумное использование ландшафта, прямоугольные в плане здания, максимальное использование площадей под квартиры. Брачный опыт этой пары увенчался экспериментальным кварталом Новых Черемушек по проекту Натана Остермана. Тут все было действительно построено для людей: никаких автомобилей внутри квартала, магазины, кулинария, АТС и даже деление дворовой территории на зоны для шумных детских игр и отдыха в тишине. Квартиры были оборудованы встроенной мебелью, но это уже не столько из заботы о новоселах, сколько из гигиенических требований: нельзя было допустить, чтобы люди тащили с собой старый ветхий скарб. Почему же малоэтажным кварталам не был дан ход? Все банально: выяснилось, что даже такие небольшие квартиры экономят всего 8-10% по сравнению с предшественниками. Поэтому в серийное строительство были пущены восьмиэтажные панельки (привет, рэпер Хаски), с добавлением к ним одного этажа. Так мечта о городе-саде в очередной раз не была воплощена, сдавшись под натиском бюджетных ограничений.


Тут на заднем плане этот бассейн есть.


А меня заинтриговала табличка на памятнике: "Памятник установлен работниками завода во время Великой Отечественной войны в 1944 г."
Ну, во-первых, год. Вот делать людям было нечего тогда. А во-вторых, какого завода? Это же пусть и экспериментальный, но тихий спальный район..

Везде нахожу информацию, что поставлен он в 1959 году во время строительства квартала. Может, до этого где-то ещё стоял?...


Дома вокруг вроде и хрущевки, а вроде и нет.
Вот это здание без балконов, зато окна какие!


А тут ещё был кинотеатр "Ракета" (позже "Улан-Батор")
Сейчас его уже снесли, строят новый кинотеатр/развлекательный центр.
Но вот тут взяты фотографии старого
https://www.ridus.ru/news/304736

Из той статьи 2018 года:
Сейчас кинотеатр стоит пустой и заброшенный. Через огромные окна видно много чего интересного: красивейшая мраморная отделка холла, большая монгольская чеканка, столбы, обклеенные старыми афишами и «древними» фотографиями актеров.


А мы уже оказываемся около Института Океанологии

Историческая справка
В годы, когда никто не знал и не употреблял это слово, в центре Академического района у метро "Профсоюзная" появился настоящий научный кластер. Институту океаналогии требовались большие лаборатории для исследований, ему была отведена ключевая роль в новой части ансамбля района. Задумывалось здание, впрочем, не только как исследовательское: там предполагали разместить также и музей океана. Волнистый рельеф и ритм простенков разбавлялся бликами от воды (да, тут был бассейн, занятый теперь парковкой). Главной редкостью и самым настоящим драгоценным камнем в шкатулке Советского монументального искусства принято считать 25-метровый витраж «Гидронавты» вестибюля Института океанологии, который уж точно отсылает не к строгости науки, а к романтике бирюзовых волн и любовной истории героев культового "оттепельного" фильма "Человек-амфибия".

Да, видно, что тут бассейн изначально был..




Фото из исторической справки






А напротив "Дом с ухом"!
И нет, это не символ эпохи, когда народ подслушивал и писал доносы

Центральный экономико-математический институт РАН
ЦЭМИ АН СССР был создан в 1963 году по инициативе академика В. С. Немчинова на базе организованной в 1958 году лаборатории экономико-математических методов. Целью создания института было внедрение математических методов и ЭВМ в практику управления народным хозяйством.

Здание института представляет собой композицию из двух наложенных друг на друга и поставленных на ребра квадратных пластин: по замыслу авторов в первой должны были расположиться кабинеты ученых, а во второй — компьютеры. Строительство института затянулось с 1966 до 1978 года, и вычислительная техника к тому моменту стала занимать значительно меньшие площади, поэтому первоначальная концепция оказалась излишне щедрой по отношению к ней.

Над входом в институт находится еще одна квадратная пластина со вписанным в нее мозаичным горельефом — это композиция «Лента Мёбиуса», выполненная в 1976 году художниками Э. А. Жареновой и В. К. Васильцовым. За характерный внешний вид здание получило известность как «дом с ухом».


Ухо поближе


Считается, что лента Мёбиуса была открыта независимо немецкими математиками Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858 году, хотя похожая структура изображена на римской мозаике III века нашей эры

Чтоб я да не заинтересовалась мозаикой римской, да ещё 3-го века

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0_%D0%9C%D1%91%D0%B1%D0%B8%D1%83%D1%81%D0%B0

Немного прошли.
Надо тут селфи сделать, и четко в этот момент тут под светфором останавливается вот такая машинка!


Ну, вот когда мы её с такой машинкой сфоткаемся? Ну. и раз она так рвалась в кадр


Вообще заданием было сделать селфи на фоне вот этого здания


В декабре 1964 года «Вестник Академии наук» представлял проект, согласно которому Библиотека должна «состоять из двух трёхэтажных крыльев, образующих прямой угол», сообщая также, что «впоследствии объём здания предполагается удвоить, и оно приобретёт вид замкнутого прямоугольника» с внутренним двориком.

Здание в эстетике брутализма, представляющее соединение бетонных и стеклянных конструкций, построено на улице Красикова, 51 в 1960-х — начале 1970-х годов по проекту Я. Б. Белопольского, Е. П. Вулыха и Л. В. Мисожникова.

Архитекторы обращались к опыту Алвара Аалто, интерпретируя приём, использованный финским дизайнером при проектировании знаменитых библиотек: круглые фонари верхнего света, обеспечивающие естественное освещение в читальных залах и создающие аллюзию к храму науки.

В архитектуре здания присутствовало влияние О. Нимейера и Ле Корбюзье — «кубические пропорции и пилоны-опоры ИНИОНа отсылают к Ля Туреттruen, а <…> бассейн, в котором должно было отражаться модернистское здание, — к Чандигарху».

Переезд с улицы Фрунзе в новое здание начался в мае 1974-го. Торжественное открытие научного учреждения, образующего единую архитектурную композицию с размещёнными рядом зданиями Центрального экономико-математического института и Центральной научной медицинской библиотеки, состоялось 7 июня 1974 года.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%A0%D0%90%D0%9D


Как же не вспомнить Библиотеку Алваро Аалто в Выборге?
Вот тут о ней рассказ
https://akostra.livejournal.com/1375785.html
И одно фото её


А рядом с библиотекой на холме стоит деревянная церковь!


Это наш следующий КП


И конечно, сюда подняться, типа полюбоваться со всех сторон на библиотеку.
Я любуюсь, чесслово!



Историческая справка
Правее храма просматривается здание Центральной научной медицинской библиотеки на Нахимовском проспекте. Она была спроектирована на уровне лучших зарубежных аналогов: открытое книгохранилище, трансформируемые читальные залы и только верхний свет через стеклянные колодцы Алвара Аалто в читальных залах. Ряд психологов считал, что виды из окон слишком сильно отвлекают людей от сосредоточенного чтения. На фасаде здания сохранились аутентичные металлические буквы названия.

Психологи жгут...

Фото к Исторической справке. Нам так крышу видно не было


У церкви уютное место!



Такие "дверцы" в метро на станциях видела, но чтобы в переходе...


цирк.


Историческая справка
— Но это же не наш цирк! - скажете вы, посмотрев на фото. Да. Но нет. Это здание Дворца спорта в Риме авторства Пьера Луиджи Нервии, которое авторы московского проекта цирка использовали как источник для вдохновения. Ничего лишнего, просто цирковой шатер из стекла, бетона и стали. И ощущение невосомости: кольцо стен вокруг трибун облицовано зеркалами, из-за чего купол кажется легким прозрачным раскрытым зонтиком, парящим над земной твердью.

Фото к ней:


Рядом вид


Театр Сац


В конце 1979 г. в Международный год ребёнка было завершено строительство и состоялось открытие уникального здания театра, увенчанного скульптурой Синей птицы, которое и сегодня производит огромное впечатление на всех, кто хоть раз в нём побывал.

Все здесь призвано вводить ребенка в мир музыки и дарить ему радость. Даже дверные ручки здесь в форме скрипичного ключа. А скульптуры легендарных музыкантов древности – Леля, Орфея, Баяна?… А зал для бесед о музыке, расписанный знаменитыми мастерами палехской живописи?… Висячие мостики, с которых герои сказок приветствуют зрителей… С самых первых минут сама атмосфера театра призвана погружать ребёнка в мир гармонии, настраивать его на восприятие музыкального спектакля.

https://teatr-sats.ru/o-teatre

Мы уже к Дворцу Пионеров приходим
Историческая справка
Дворец Советов, Дворец Пионеров, Дворец Молодежи... совпадение? Нет. Существовал проект Дворца Советов на Ленинских горах, по осям от которого планировали построить еще два: для детей и для студентов. Первый не был построен совсем, третий построили сильно позже, а вот с Дворцом пионеров все получилось. Тот редкий случай, когда архитекторы пользовались безоговорочной поддержкой, выражавшейся в том числе и в наличии всех нужных ресурсов. Впрочем, даже и в такой ситуации полностью исходный замысел (огромная территория, застроенная павильонами, и отдельный стадион) довести до конца не удалось. Но все, что было построено, стало легендой еще при жизни. В этот постмодернистский рай (волнистый потолок из дерева как в Выборгской библиотеке, круглой световые застекленные куполы с Американской выставки в Сокольниках), привозили финского архитектора Алвара Аалто, создателя Бразилиа Лусиа Косту, Жан-Поля Сартра и Симону де Бовуар: смотрите, мол, как мы умеем делать современную концептуальную архитектуру, но не в вашем буржуазном контексте, а в истинно советском. Все лучшее — детям! Сейчас территория и само здание реконструируются, и это довольно-таки личная история. Архитекторы бюро-подрядчика Сергей и Николай Переслегины когда-то занимались в кружках во Дворце пионеров.


А нам требовалось котиков на граффити посчитать.
Мне правда больше птички понравились


Ну, и одного из сабжа


Далее задание касалось выставки на станции "Воробьёвы горы"
Так одевались проходчики 1970-х годов



Девушка-маляр



Метростроевец 30-х.



Метростроевец 40-х



Уже выходим из метро на Фрунзенской. И вот эта бабушка нас восхитила.
Она с этой су мкой нас на эскалаторе обогнала. Сначала на весу её несла...


Потом с какого-то момента, стала её переставлять. Сама на ступеньку поднимется, потом сумку переставит а ступеньку. И так до самого верха!


КП прям на здании Дворца молодёжи. Не, не в ресторан нам.. А рядом.


Историческая справка
Анна Броновицкая в справочнике по архитектуре московского модернизма приводит воспоминания местных детей о том, что Дворц молодежи строился так долго, что они все время ходили играть на стройку и у многих даже были каски и страховочные пояса. Воспитание, таким образом, шло, но вряд ли так и туда, куда задумывали заказчики проекта. По их замыслу Дворец должен был работать весь день, объединяя молодежь всех специальностей: за работой в технических мастерских можно было бы смотреть сквозь окна, творения скульпторов оформили бы внутренний дворик, а третий этаж отдали бы ДОСААФу. Тут же и бассейн, и кафе. Неудивительно, что изначально выделенное под этот проект место быстро сменили: бровка Ленинских гор все еще не в состоянии держать такие веса. Проект переместили на Фрунзенскую, причем, решив "надеть" сверху на уже построенное здание метро (на фото). Главным сюжетом нового здания, объединившим его с уже стоящим тут павильоном метро, и легким намеком на Оскара Нимейера стали пилоны, на которые опирается крыша.

Просто метро "Фрунзенская"


Я вот не знала, что тут балетное училище. В том числе и Цискаридзе учился.


Погода испортилась. Повалил снег с дождём.. Фото вот такие


Историческая справка
Балерины отняли землю у мамонтов. Звучит странно, но именно такова предыстория появления в престижном районе вольготно раскинувшегося на 3 гектарах училища. Тут уже были фундаменты Дарвиновского музея, когда площадку передали сфере, в которой СССР было "впереди планеты всей". Принято считать, что архитектура здания отсылает к Вилле Савой авторства Ле Корбюзье, но по своему замыслу оно, конечно, нечто среднее между конструктивистскими зданиями-комбинатами (а половина учащихся живет тут же) и корбюзианским монастырем Ля Туретт.


А х, да - памятные доски.

Tags: Архитектура, БГ, История, Приключения, Просто я, Я фотограф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments