akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Categories:

Северный Кавказ-2021. Часть 2-я. Башни Адиюх и Красногорская. Бонусом фотосет в стогах!

Начало рассказа вот тут: https://akostra.livejournal.com/1549828.html

Номинально у нас сегодня переезд Ставрополь - Домбай. Но по дороге несколько достопримечательностей.
И вот мы подбираемся к первой из них.

Башня Адиюх


Чисто башней любоваться у меня после посещения башенных комплексов в Ингушетии у меня не очень получается. Но всегда башни стоят на каких-либо скалах. На открытом месте. Ибо из них наблюдали за окрестностями. Поэтому то, что всегда прилагается к башням - это ВИД!!! А некрасивых горных видов ещё поискать надо. Поэтому посещайте места в башнями - место там точно будет живописным!!! :-))) даже если сама башня вас, возможно, не впечатлит


Да, это вид от башни


Потолок в башне


А башня-то ещё и подсвечивается!!!!


Городище VIII-XII вв. и сторожевая башня «Адиюх»

Единственным сохранившимся памятником над городищем возвышается башня Адиюх, построенная в 60–х годах XVIII века.

Городище состоит из трех частей. Первая, расположенная на мысу, отделена от второй каменной стеной и 6– ти метровым рвом. Здесь расположена боевая башня. Вторая часть от третьей также отделена рвом шириной 1,9 м. Третья, самая большая по площади часть городища, со стороны поля защищена каменной стеной с наружными выступами и башнями. Стена проходила на расстоянии 150 м от второго рва и тянулась от обрыва балки Адиюх до обрыва над поймой Малого Зеленчука. У балки Адиюх в стене имеются ворота. Вторые ворота находились над обрывом Малого Зеленчука в южной части городища. На расстоянии 60 м от этой стены третьей части городища, параллельно ей, проходила вторая наружная стена.

Культурный слой городища имеет два горизонта: нижний – VI–IX вв. и верхний – X–XII вв.

Башня Адиюх высится над обрывом Малого Зеленчука в первой части городища. Построена она в 60-х годах XVIII века. Башня воздвигнута из брусков песчаника на известковом растворе. В плане она прямоугольная. Кверху башня сужается. По остаткам межэтажных балок можно определить, что в башне пять этажей. Первый этаж не имел ни окон, ни дверей. Он служил для хранения воды и пищи при осаде и, очевидно, для содержания пленников. Попасть в помещение первого этажа можно было только сверху, со второго этажа, на который поднимались по приставной лестнице. Третий этаж имел окна и бойницы в восточной стене с напольной стороны. Четвертый этаж освещался через отверстие в потолке, а пятый этаж перекрытия не имел и являлся местом для дозора.

Архитектор Бернардацци, один из участников специальной экспедиции в 1829 году, намеревался посетить Малый Зеленчук, "чтобы осмотреть развалины одного древнего строения, именуемого Акбилек".


Бернардацци очень много чего построил в Пятигорске. Там мы будем на экскурсии. Так вот он и сюда как минимум намеревался доехать

Тут можно поподробнее прочитать о городище
https://museumkchr.ru/branches/72-gorodische-viii-xii-vv-i-storozhevaja-bashnja-adijuh.html



Вид вниз. Река Большой Зеленчук.
Я сразу не обратила внимания, но чуть позже я сбегаю туда вниз и увижу, что тут берега реки выложены бетонными плитами! Набережная-с! И если присмотреться, то на этой фотографии бетонные набережные видны.



Фотосессия-с!





А это Вова нас из башни сфотографировал


Ну, и какая башня, да без легенды?

Согласно легенде, некогда из этой башни печально глядела вдаль прекраснейшая из всех женщин. Девушка была необычайной красоты: иссиня-черные волосы обрамляли ее лик подобный луне, и отличалась она необыкновенной белизной кожи. Говорят, что когда она протягивала к солнцу белые руки, они излучали яркий свет, затмевавший свет солнца. И ее звали Адиюх, что переводится как светлорукая.

Красота ее лица сияла когда-то еще ярче, а теперь на нем лежала тень грусти, лежала с того самого дня, когда Адиюх, еще совсем юная, спустилась однажды к звонкому ручью за водой и всадник в черном, ястребом налетев сзади, накрыл ее буркой и помчал в горы.

С того дня ни разу Адиюх не покидала стен одинокой башни на высоком берегу Большого Зеленчука, ни разу она не видела, как встает после дождя в родной долине радуга, не видела, как зацветают весной на зеленых полях ее родины первые подснежники.

Только длительными ночами, в коротких снах возвращалась она в свое детство, смеялась с подругами, слушала знакомые песни и звон ручья, на берегу которого выросла.

На горы спускались осенние туманы, но прилетал ветер, и туман уползал. Снега покрывали собой горы, но грело солнце, и снега таяли, обнажая светлые склоны... А печаль с лица Адиюх ни весной, ни осенью не уходила.

- Чем ты, женщина, недовольна? - спрашивал ее красавец-князь Псабида в редкие минуты возвращения домой после ночных горных дорог, - разве мало золота и роскошных нарядов в моей неприступной башне? И есть ли хоть у одной еще жены такой отважный и знатный муж, как я? Разве не переполняют твое сердце радость и счастье, когда ты видишь меня?

- Башня твоя просторна и богата, - соглашалась Адиюх, робко смежив длинные ресницы, - но мало в ней света для меня. Мое сердце бьется сильней, когда я вижу тебя, но вижу мало. Ты каждую ночь, накинув черную бурку, скачешь куда-то в горы, чтобы пригонять все новые и новые табуны... А я все одна и одна. Зачем ты меня привез на седле и заточил в этой каменной башне, если я тебе не нужна? Зачем заставил полюбить себя?

- Ты мне нужна, женщина, - отвечал князь сердито, - иначе я не морил бы своего прекрасного скакуна, похищая тебя...

- Тебе нужна не я, - говорила Адиюх, - Когда ночами в снегопад и в дождь по шаткому мосту через грозную реку ты гонишь в башню стада и табуны, я протягиваю навстречу тебе руки, они светятся, и ночь становится светлой, как день... без света моих рук ты не можешь жить, только потому и похитил меня...

- Останови свой язык, женщина, - загремел по пустынным комнатам башни гнев князя, - слепой сове нужен свет твоих рук, орел и темной ночью ясно все видит... Вот мой меч - посмотри... Если ты еще раз высунешь в окно свои руки, я отсеку их этим мечом.

Ночью вновь он отправился в горы, и Адиюх по привычке ждала его, гоня сон. Не было ни звезд, ни луны. В плотной мгле бурлила, ворочала камни река под мостом. В ущелье протяжно выли волки, и тонко рыдали шакалы. Гуляка-ветер буянил меж скал.

Крепко закрывала свои глаза Адиюх, но лицо мужа не уходило в темноту. Красивым было это лицо и непроницаемым. Столько всматривалась в него все простившая и полюбившая Адиюх, пыталась увидеть в нем душу Псабиды и в душе его увидеть хотя бы немного нежности и тепла, может быть, почему-то от нее до сих пор спрятанных.

Хорошо смотрела Адиюх, но ничего. Ни разу не сказало лицо Псабиды о нежности, недаром, видно, звали его Псабидой - твердой душой.

Но она любила его все равно и тревога за него была в эту ночь такой же сильной, как всегда...

- Где несется твой конь, Псабида, сейчас в непогоду и мрак? Зачем гонишь статных коней к своей башне не днем, когда над крутыми дорогами висит яркое солнце, а темными беззвездными ночами, словно вор, заметающий следы? Где скачешь сейчас ты, Псабида, в безлунную ночь, когда конь твой не видит, куда поставить тяжелое копыто?

Прилетел к окнам башни бродяга-ветер и принес с собой топот множества копыт, который был подобен горному обвалу... Вскочила Адиюх, подлетела птицей к окну, хотела было как всегда, протянуть руки, чтобы сделать светлой темную дорогу мужа, но вспомнила его гнев и замерла, опустив их, точно птица перебитые крылья.

А Псабида был уже близко. Скоро путь между ним и башней стал равен длине моста над пропастью, где гремела темная и грозная вода.

Посмотрел Псабида вверх через правое плечо - не увидел светлой луны, посмотрел через левое - не увидел ярких звезд, посмотрел в сторону своей башни - не увидел сияния золотых рук. Хотел Псабида крикнуть той, что ждала его, но гордость плотно сомкнула его губы. Стал он молча бороться с ночью, уже половину моста одолел, но захрапели кони, испуганно вздыбились перед мраком, идущим из пропасти...

Все свое мужество позвал на борьбу с ночью Псабида, но судьба повернулась к нему спиной.

Трудно человеку без света, совсем трудно. Конь путника оступился, оборвались веревки и вместе с мостом, спутниками и лошадьми, которых гнал всадник, все погрузилось во мрак бездонного ущелья.

Горько рыдала над телом мужа Адиюх, била о скалы белыми руками, из которых уже сочилась кровь. От этой крови скалы на берегу Большого Зеленчука и сейчас стоят красные.

До самого заката лила Адиюх горячие слезы, стекавшие прозрачным потоком в холодные воды Большого Зеленчука...

На закате могучий и стройный всадник осадил рядом с нею коня, спешился, тронул ее за плечи и бодро сказал:

- Добрый день, прелестная женщина!

- Какой же он добрый, - разрыдалась прекрасная Адиюх, - он черный, этот день, как ночь.

- Нет, он добрый, - твердо сказал незнакомец. - Но хватит спорить... Предадим земле то, что принадлежит уже ей. Да простит она Псабиде его тяжкие грехи и да станет она ему уютным и теплым домом...

Глубокую яму, молча вырыл приезжий, положил в нее Псабиду и высокий холм воздвигнул над ним. Потом расстелил под холмом свою бурку и усталый свалился на нее...

- Странный незнакомец, - заговорила с ним Адиюх, - объясни мне свои слова. Почему день, принесший моему сердцу такое горе, ты назвал добрым?

- Не спрашивай, женщина, - услышала она, - мой ответ может сделать тебе больно.

Но Адиюх стала настаивать и незнакомец сказал:

- День я назвал добрым потому, что в этот день не стало злого человека, который убивал в горах неосторожных пастухов и угонял их скот, чтобы увеличить число своих уже бесчисленных стад и табунов... Я, нарт Сосруко, о котором ты могла не раз слышать, сто дней и сто ночей искал встречи с этим человеком, чтобы наказать его, и вот сегодня встретился с ним, уже наказанным рукой судьбы... Не говорят о покойниках плохо, но этот покойник не достоин твоих слез, потому что много крови и слез пролил его меч.

- Зачем ты мне это сказал, Сосруко? - отчаянно заломила руки Адиюх. - Я не могу теперь его любить. Он оскорблял мою гордость и любовь своим равнодушием, но я простила ему его холод. Он разлучил меня навсегда с самым дорогим, что у человека бывает - с родиной, но я простила ему это и полюбила его... Но как я могу ему простить воровство и убийство?! И я вот этими руками освещала ему дорогу разбоя...

Бросилась Адиюх на могилу мужа и безумно принялась ее разгребать, до локтей вонзая белые руки в черную землю.

- Зачем? Ты хочешь отдать его тело хищникам?! Мертвых не наказывают!- крикнул Сосруко и, вскочив, попытался удержать женщину. Он прижал ее так крепко, что вдруг почувствовал, как в его богатырском теле зажглась кровь...

- Сосруко, что ты делаешь со мной? - удивленно спросила Адиюх, почувствовав, как непривычно забилось ее сердце, а по телу разлилась приятная истома.

- Ты не знала мужчины? - изумился Сосруко. - Как несчастен был Псабида, если страсть к разбою ни разу за столько лет не уступила в нем места ничему другому, даже страсти к такой прекрасной женщине, как ты...

- Как плохо было бы, - ужаснулась Адиюх, - если б ты не сказал мне, кем был мой муж... Мое сердце осталось бы навсегда верным Псабиде. Как хорошо, что я встретила тебя!

- Теперь твое сердце свободно, и я самый счастливый нарт из вcex нартов, - сказал Сосруко и увез Адиюх с собой.

А Псабида остался лежать на берегу Большого Зеленчука, недалеко от своей неприступной башни, остался в могиле, принявшей вид седла после того, как Адиюх пыталась ее разрыть.

Как невеста в подвенечном платье, белеет башня на зеленом берегу и только сторона ее, повернутая к могиле Псабиды, покрылась мертвым мхом и почернела, словно солнце испокон веков светило мимо этой одной стороны.


И да - Сосруко у нас в поездке тоже будет фигурировать. Но уже под конец поездки - в Нальчике. Там в честь богатыря Сосруко целый ресторанище на горе воздвигли :-))))
https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/161018/

Красивая легенда для красивого места



А я сбегала вниз к реке. Одна. Больше дураков не нашлось :-))))
Туда от башни ведёт бесконечная лесенка.
Я насчитала 740 ступенек.


Правда совсем внизу тут такие ступени. Но всё такое заброшенное :-((((
Но и живописно


Когда каменная лестица закончилась, то я обнаружила, что от реки меня отделяет... болото..

Земля, пропитанная водой, плюс ручьи


Я потопала по этому всему. Ну, а что я зазря 740 ступеней вниз, 740 ступеней вверх?
Да, я проваливалась в эту грязь, но была в босоножках трекинговых - отмою!


И таки вот та набережная! Реально такое цивильное место было,  а сейчас запустение...



Указатель!
Ну, и можно на следы в грязи посмотреть :-)))). Какие-то из них мои!


Лесенка.



Ого! Спасибо указателю (который, кстати, читается только, когда идёшь наверх).
не, ну мне надо!


Буквально чуть-чуть прошла:


Ну, лепота же!




Но надо дозавершить свои 740 ступеней вверх. Меня же ждут!
Ура!!! Башня!


прощаемся с этим местом


Есть женщины в русских селеньях! Чё тут - парочку охапок сена-то не отвести?


Не, я послабже - я телеги не тягала.
Попыталась влезть. Но это очень неудобно!


Улыбаемся и машем!


А рядом нашли живописное поле со стогами. Помимо поля с подсолнухами нам жизненно была необходима фотосессия со стогами!


А влезть на стог реально не так просто!
Таня и ассистирующая ей Александра!


На самом деле я примерно также вползала на стог, благо никто не додумался сфотографировать этот момент :-)))
Поэтому делаю вид, что я исключительно грациозна! :-))))



И встать на одной ножке не то чтобы совсем легко. Мало того, что сено подпроваливается под ногой, чай не бетон, так ещё и хоть и устойчивая конструкция - не покатится явно, однако ж на чуть-чуть туда сюда катается. В общем упражнение на баланс весьма себе!


Девочка на шаре.
Моя версия


И версия Пабло Пикассо


Никак не напозируюсь. Когда ещё стог сена подвернётся?


Здесь не то чтобы мне прям нравится моё изображение, но тут прекрасен тандем - позирующая я и добавляющая изюма пафосному позированию Таня!


Вообще мы отжигали, конечно, тут.
Ноу комментс!


Но едем дальше. Вышки?... Колючая проволока?..  Тюрьма?!!!
Нет, просто агрокомплекс.


И ещё одна башня!
Но на сей раз не "народов Кавказа", а уже построена русскими.

Красногорская сторожевая башня (сторожевая крепость) построена в 1832—1837 годах на крутом возвышении на правом берегу Кубани, рядом с Военно-Сухумской дорогой. Башня являлась сторожевым постом Верхне-Никольского укрепления в годы Кавказской войны. Существуют неподтверждённые данные, что в строительстве крепости принимал то или иное участие служивший в 1836—1843 годах в Отдельном Кавказском корпусе декабрист К. Г. Игельстром.

Башня имеет овальную форму размером 10 на 13 м и стилизована под корону, увенчанную прямоугольными зубцами. Стены толстые, сложены из местного камня на известковом растворе и сверху оштукатурены. Два яруса башни разделены выступающим карнизом. Нижний ярус представляет собой чередование треугольных ниш и выступающих частей стены. На обоих ярусах имеются узкие щелевидные бойницы. Территория башни окружена высоким (до 4 м) каменным забором, выстроенным по той же технологии, что и сама башня. Ограждение также имеет бойницы. Площадь ограждённой территории около 1 га, внутри забора находились оружейные склады, хранилища для продуктов. Жилые дома и хозяйственные постройки располагались за пределами крепости. От жилых домов к башне были проложены потайные подземные ходы.

Красногорская башня является одним из немногих сохранившихся укреплённых сооружений подобного типа на Кавказской линии. Кроме неё сохранилась лишь Каменномостская боевая башня (также именуемая сторожевой крепостью), расположенная у аула Каменномост в Карачаевском районе. Каменномостская башня является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения и относится, по одним данным, к XVIII веку[25], хотя вероятнее всего, имея похожую с Красногорской крепостью архитектуру, она была построена в связи с основанием в 1843 году укрепления у Каменного моста на Кубани, являвшегося самым южным укреплением Кубанской кордонной линии (впоследствии — центр Кавказской линии; к Кубанской кордонной линии относился и Верхне-Никольский укреплённый сторожевой пост).

Рядом с Красногорской крепостью находился дом полковника Н. Г. Петрусевича, который в 1865—1871 годах был начальником новообразованного Эльбрусского (Карачаевского) военно-народного округа Кубанской области, а после упразднения округов, в 1871—1880 годах — начальником Баталпашинского уезда.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_(%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D0%B8%D1%8F)


Ну, и хоть не "кавказцы" строили - раз башня сторожевая, то вид будет красивый!


Но и башня явно необычная и очень красивая! Опять же - все входы со "второго" этажа.



А тут виден мостик (кстати, что-то особо не наблюдаются дороги к нему...) А справа видны остатки каменного моста.





Далее у нас было запланировано Хумаринское городище. Но дорога к нему была плохой, а времени не так много сотавалось... Да и смотреть там в открытом доступе особо нечего, как я поняла.
В общем решили не ехать.

Уникальный памятник раннесредневековой фортификации – самый восточный из объектов РГБУ Государственного Карачаево–Черкесского историко–культурного и природного музея – заповедника им. М. О. Байчоровой. Он является памятником федерального значения и по праву признается неотъемлемой частью мирового культурного наследия.

Памятник находится на скальном плато, расположенном на правобережье верхнего течения р. Кубань в 11 км на севере от г. Карачаевск. С трех сторон Хумаринское плато недоступным сделала сама природа. Его западный край обрывается к долине реки Кубань, северный - ограничен балкой Инал, а с юга и юго-востока – балкой Шугара.

Хумаринская крепость действовала в эпоху Хазарского каганата (VIII–X вв.) – первого государства на Юго-Востоке Европы, включавшего в период расцвета не только Северный Кавказ, но и Крым, низовья рр. Волги и Дона.

Крепость имела для каганата стратегическую значимость. Она контролировала часть коммуникаций северокавказской ветви Великого Шелкового пути, действовавшей еще с VI в. Предполагается, что Хумаринская крепость являлась главным административным и военным центром хазаро-болгар на Северном Кавказе. Она прекратила функционировать в X в., когда распался Хазарский каганат.

Учеными – археологами установлено, что при сооружении этой крепости был учтен весь опыт строительной практики, самые передовые фортификационные приемы и военно-технический уровень того времени. Она включала такие элементы строительной инженерии как: земляные укрепления (глубокий ров), систему двойной линии каменных оборонительных стен – передовой (протейхизма) и главной, большой, которая была выстроена по периметру и четко повторяла географические и контурные рельефы плато и усилена многочисленными башнями; сильно укрепленные ворота и вылазные калитки; неприступную цитадель.

Стены шириной в 6 метров у основания цитадели и высотой 18 метров, насухо сложенные методом ложок-тычок из гигантских песчаниковых блоков, тщательно подогнанных друг к другу, повторяют контуры обширного плато и свидетельствуют о незаурядной инженерной мысли. Впервые в истории возведения крепостных сооружений на территории нынешней Карачаево-Черкесской Республики известковый раствор в качестве вяжущего материала был применен именно в Хумаринском городище на наиболее ответственных участках стены, при промазке швов панцырных рядов, при выбелке стен и башни с обеих сторон.

По результатам археологических раскопок установлено, что памятник является многослойным, охватывающим период с VII-VI вв. до н.э. по VIII-X вв. н.э. Об этом свидельствует культурный слой и стратиграфия городища. В состав археологического памятника входят: остатки крепостных стен, грунтовые погребения, курганные могильники, цитадель – укрепленная часть крепости. Сохранились остатки уникального водопровода из керамических труб, ведущих к колодцу в центре городища. Общая площадь средневекового хазарского города – крепости составляла около 25 га. Основная ее часть была обнесена мощной каменной стеной, длина которой свыше 2000 метров. По последним данным, стена была снабжена 19 башнями – бойницами и завершалась двумя зубчатыми парапетами у главных ворот.

Ученые отмечают, что «по мощности и сложности планировки, а также по неприступности сооружений» Хумаринское городище выступает на Северном Кавказе как «памятник единственный и неповторимый» (проф. Х. Х. Биджиев)

Хумаринское городище VIII–X вв. закрыто для посещений. В филиале не ведется экспозиционная деятельность.


https://museumkchr.ru/branches/74-humarinskoe-gorodische-shimar-shimaris-viiix-vv.html

Здесь прервусь.
Продолжение следует
https://akostra.livejournal.com/1550574.html
Tags: История, Приключения, Просто я, Путешествия, Северный Кавказ-2021, Я фотограф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments