akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Categories:

Северный Кавказ-2021. Часть 1-я. Дорога. Воронеж. Ставрополь. Черкесск.

Новый для меня вид поездок - на машине. Не только до места, а и вся культурная программа.
Ну, что ж - поехали!

Завтра в Воронеже, в Макдональдсе.
Мягко говоря неуютное место.


А оказывается, тут были каскадные бассейны. А парк чуть дальше называется "Дельфин", а там чуть-чуть и уже Воронежское водохранилище!
Фото из Паству


Взято вот отсюда (есть ещё пара фоток) https://pastvu.com/p/776785

Это уже моя фотография - выходим из Макдональдса.


Но благо, я Воронеж другим помню.
Ездила сюда с экскурсией на несколько дней.

Первая прогулка по городу  https://akostra.livejournal.com/1388392.html

Замок Ольденбургских (2 части)
https://akostra.livejournal.com/1388842.html
https://akostra.livejournal.com/1389194.html

Котёнок с улицы Лизюкова, Благовещенский собор и Сквер Петра Первого https://akostra.livejournal.com/1390131.html

Экскурсия по городу https://akostra.livejournal.com/1390422.html

Самостоятельная прогулка по городу https://akostra.livejournal.com/1390918.html

Павловск (не путать с "питерским") https://akostra.livejournal.com/1391466.html

Белогорье https://akostra.livejournal.com/1391999.html

Ещё одна прогулка по Воронежу - много памятников, в т.ч. Высоцкому, Белому Биму, Бесу https://akostra.livejournal.com/1392265.html

Три поста о Художественном музее Воронежа:
https://akostra.livejournal.com/1392739.html
https://akostra.livejournal.com/1393200.html
https://akostra.livejournal.com/1393874.html

Ещё гуляем по городу - памятник Мандельштаму https://akostra.livejournal.com/1394455.html
Краеведческий музей https://akostra.livejournal.com/1395297.html

Но возвращаюсь к нашей дороге до Кавказа
Заправки - наше всё!
А некоторые заправки ещё и с котиками!!!!
НА улице жар-жара, кстати. Кот стратегически верно сидит под струёй кондиционера


Ну, и из-за закрытого окошка на мир-пекло смотрит.


Ой, а что это за памятник вдали?


Это памятник казачьему атаману Матвею Платову

Битва на Калале: правда и мифы

Место для размещения мемориала было выбрано не случайно. Именно здесь, у реки Калалы, в апреле 1774 года состоялся один из самых известных боев русско-турецкой войны. Считается, что 23-летний атаман, командовавший казачьим отрядом в полторы тысячи штыков, разгромил 25-тысячное турецкое войско.

На самом деле это миф. Отряд Платова был оставлен на Калале, чтобы оборонять переселение ногайцев и забрать провиант, имущество, скот и больных, покинутых жителями в оставленных ими становищах на Кубани.

Конвой, оборонявший ногайский обоз, возглавлял подполковник Бухвостов, а в авангарде шел небольшой полк Платова с двумя пушками. В ночь со 2 на 3 апреля реку Калалу начали форсировать войска крымского хана Девлет-Гирея, в которых была самая разношерстная публика – крымские татары, черкесы, турки и какие-то «арапы» (судя по всему, ближневосточные наемники). Под ханские знамена встали даже казаки-некрасовцы, бежавшие от царских властей в Крым.

О скором приближении неприятеля Платову рассказали пожилые казаки: они услыхали, что среди ночи посреди степи громко кричат птицы – они поднялись из гнезд, испуганные светом костров. Платов немедленно приказал окружить лагерь возами и окопаться, выбрал двух казаков на лучших лошадях и отослал их за подмогой к подполковнику Бухвостову.

Одного из посланцев застрелили татары, а второй, весь израненный, проскакав десятки верст, добрался до ставки Бухвостова в верховьях реки Еи. В составе его войска были ахтырские гусары, драгуны и донские казаки, и опытный подполковник, не раздумывая ни минуты, бросился на подмогу к молодому атаману, встретившему бой с превосходящими силами татар.

А вот ногайская конница (Едичанская орда) отказалась выдвинуться против могущественного турецкого хана. Главный начальник ногайских племен Джан-Мамбет-бей с изумлением и жалостью смотрел на отряд подполковника Бухвостова, скакавший, как ему казалось, навстречу собственной гибели. Но не погибель ему было суждено встретить на Калале, а славу.

На стороне казаков была внезапность и высокий боевой дух – они ударили в тыл татарскому войску, которое осаждало укрепления на Калале... К тому времени отряд Девлет-Гирея был уже измотан смелыми вылазками отряда Платова, который умело использовал прием «ловушка», выманивая татар под ружейный и пушечный огонь. Этот прием в разных вариантах и в более крупных масштабах Платов неоднократно применял впоследствии против турецкой и французской конницы.

Завидев приближение драгун Бухвостова, Платов собрал свой отряд и лично повел в бой. Девлет-Гирей, которого атаковали сразу с двух сторон, ретировался. Его потери составили более полутысячи павших, а среди казаков полегло лишь 82 человека (в бою пало и более 600 лошадей, так что почти половина отряда Платова осталась пешей).

Казаки, преследовавшие бегущих турок и татар, вброд перешли Кубань и заняли татарский город Ени-Копыл (ныне Славянск-на-Кубани), мимо которого пронеслась спасавшаяся конница Девлет-Гирея. В оставленном войсками городе, который еще недавно считался резиденцией сераскира (крымского хана), казаки нашли 34 пушки.

За это отважное предприятие подполковник Бухвостов был награжден офицерским орденом святого Георгия III степени, а Платов – медалью «За ревностную службу». Его имя узнала вся армия, двор и даже императрица. Но более всего полюбил храброго атамана светлейший князь Григорий Потемкин.

Участвовал Платов в Очаковском сражении и Персидском походе, недолго был при дворе, но великосветская жизнь быстро наскучила ему. Когда главой государства стал Павел I, генерала по навету заточили в Петропавловскую крепость, но сменивший на престоле вздорного гордеца Александр I реабилитировал Платова и даже произвел в войсковые атаманы Донского войска. На этой должности генерал и оставался до своей смерти в 1818 году.

https://www.opengaz.ru/stat/bitva-na-kalale-pravda-i-mify

По ссылке выше и фото взято:



Фото взято вот отсюда
https://novopashin.livejournal.com/1711534.html

Ещё красоты с другой заправки.
Правда одна остановка такая обернулась нам, точнее Александре, большим ущербом. Обронила сотовый. И обнаружила, что реально потеряла его, когда мы уже отъехали прилично. Возвращаться было далеко уже, да ещё и наверняка не знаешь, там ли...


Ставрополь.
Тут у нас был запланирована ночёвка. Но заехели до того ещё и на озеро местное полюбоваться.



Любовались с холма, так и по другую его сторону озерцо.


Какие-никакие, но уже гоооры...


Я в отпуске!!! Таня счастлива!!!


Ещё одна Таня. Наше подразделение называется "Хаски на выгуле". Всё норовили вместе куда-нить пешком умотать. Желательно в гору.



Вообще мы немного выбились из графика - долго ехали. И поэтому не успели доехать до намеченной достопримечательности.

Дорога, которую мы потеряли. "Туапсинка" и "немецкие" мосты
Нашла очень интересную страничку в ЖЖ. Это пост оттуда - я выжимку ниже сделаю, но лучше там всё прочитать
https://stav26.livejournal.com/25643.html

Курсивом выделен тескт, скопированный из поста по ссылке выше - но тут опускаются детали - карты, фотографии вокзалов, паровозов. Фотографии мостов взяты также по этой ссылке, либо по другим постам этого же блога

Зачем вообще строили эту дорогу? Дело в том, что ставропольское крестьянство и купечество на рубеже XX века отчаянно искало новые рынки сбыта сельхозпродукции. Идеальным вариантом был черноморский порт Туапсе. В 1897 году была открыта ветка Кавказская - Ставрополь, построенная АО Владикавказской железной дороги. Пользуясь своей монополией, эта дорога диктовала свои цены и условия ставропольским крестьянам. Поэтому в 1908 году при поддержке правительства было образовано АО Армавир-Туапсинской железной дороги, как альтернатива, во главе с инженером путей сообщения Петром Перцовым. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний, благодаря чему "Туапсинка" получила славу "народной железной дороги".

Проектирование и строительство дороги на ставропольском направлении было одобрено в 1912 году. Рулили процессом инженеры Александр Лаша и Иосиф Годзевич. Конкретно участок Армавир - Ставрополь был пущен 1 октября 1916 года. Путь от Ставрополя до Армавира отныне составлял 62 версты против 145 верст по Владикавказской железной дороге через Кавказскую. Строительство осуществлялось, в основном, на деньги ставропольского купечества.

К сожалению, революция и Гражданская война стали причиной того, что эта железнодорожная ветка, прозванная в народе "Туапсинкой", прослужила всего 6 лет - с 1916 по 1922 год. Потому то Ставрополь до сих пор остается железнодорожным тупиком.

Разумеется, такой масштабный проект не мог исчезнуть бесследно. К слову, сейчас целый микрорайон в Ставрополе именуется "Туапсинкой". О железной дороге напоминают несколько сохранившихся мостов, виадуков, других мелких инженерных сооружений, которые часто называют одним емким термином "немецкие мосты". Так получилось поскольку в строительстве участка принимали активное участие инженеры из Германии и Бельгии.

Пожалуй, наиболее знаменитым артефактом дороги является "немецкий" мост, который за 90 лет бездействия теперь плотно окружен Мамайским лесом. История этого моста напоминает мне кадры из фантастических фильмов, в которых все человечество погибает, а природа буйствует на руинах достижений цивилизации. Идете себе по лесу и тут - бах! Стоит этот вымахавший на 20 метров вверх красавец. Не знаю, есть ли еще где-то аналогичные объекты:






А неподалеку от Ставрополя сохранился брат-близнец "немецкого" моста - его называют Новокавказским. Здесь степь да холмы кругом.
Они не мешают созерцать величие этого строения:




В самом Ставрополе немало архитектурного наследия "Туапсинки". Вот, к примеру, мост на улице Заводская.
Сейчас по нему проходит подъездной путь к предприятиям в городской промзоне:



В микрорайоне "Чапаевка" тоже сохранился мост, только более высокий. Мост называют Ташлинским:


Я очень жалею, что у нас не было времени с этими мостами познакомится, но спасибо инетрнету - можно полюбоваться хотя бы так.

А мы с утра вновь в дороге.
РАДУГА!!!!


Остановка в Черкесске.

Во-первх, купить телефон Александре. Пока она и группа поддержки в лице Тани и Вовы выбирали и оформляли покупку, я решила сгонять к памятнику Пушукину, который, судя по карте, был в паре кварталов от того места.

А тут, оказывается, целый парк! Да ещё и какой уютный!! Мне очень это место понравилось!



Небольшой водопадик, лебедЯ...


И парк "Лукоморье"


Моя цель! Млин, зачем вот памятники в "золото" красить?!!!!


Коллекция пополнена


"Деревянные" скульптуры парка классные!!!







Но мой фаворит тут - КОТ!!!!!!




Очень понравились такие граффити - со смыслом, да ещё и на видном месте!



КНИГА
В.Боков
Книга – учитель, книга - наставница.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.

Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.

Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.


Виктор Боков - автор стихов к песням "Оренбургский пуховый платок", "На побывку едет молодой моряк".

Люблю проект "Митьковские песни". А.Ф.Скляр "На побывку едет молодой моряк"


А я заканчиваю фоторассказ о моём блиц-визите в этот парк Черкесска.




Вообще наша машина припарковалась около местного музея.



Оформление покупки телефона затягивалось. Команда "Хаски" выдивнулась в направлении кафе, где мы планировали позавтракать.
Когда же у них золотая краска-то кончится?...

Это первый черкесский профессиональный композитор
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87


Здание не сохранилось, но память осталась...


Видя такие таблички "на этом место стояло здание, где...", я песню Нателлы Матвеевой вспоминаю.

"Девушка из харчевни"

Любви моей ты боялся зря, -
не так я страшно люблю!
Мне было довольно
видеть тебя,
встречать улыбку твою.
И если ты уходил к другой
или просто был неизвестно где,
мне было довольно того, что твой
плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолетный гость,
ты умчался, новой судьбы ища,
мне было довольно того, что гвоздь
остался после плаща.

Теченье дней, шелестенье лет, -
Туман, ветер и дождь...
А в доме событье - страшнее нет:
Из стенки вырвали гвоздь!
Туман, и ветер, и шум дождя...
Теченье дней, шелестенье лет...
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра, -
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.

Ля-ля-ля...

Любви моей ты боялся зря, -
Не так я страшно люблю!
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою!
И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь...
А что я с этого буду иметь?..
Того тебе - не понять.

 https://songspro.ru/13/Novella-Matveeva/tekst-pesni-Ballada-o-gvozde

Песня в исполнении автора (с 51:28)


А у нас счастье - море подсолнухов!
Это мы уже дальше едем.
Ну, как не пофотографироваться?!!!








Таня





Фотографии от Вовы!!







Прервусь. Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1550108.html
Tags: Барды, История, Мультики, Памятники, Приключения, Просто я, Путешествия, Пушкин, Русская музыка, Северный Кавказ-2021, Я фотограф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments