akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Category:

Душевный Петербург 9 мая. 1-я часть

После квеста Бегущий город в Колпине мы решили остаться ещё на один день и погулять уже по самому Питеру.
Рассказ о Бегущем городе в Колпине вот тут:
https://akostra.livejournal.com/1539228.html
https://akostra.livejournal.com/1539551.html

К тому же в этот день мы смогли встретиться с нашей знакомой Катей, с которой вместе были в поездке на Алтай прошлой осенью
Ссылка на первую часть (в конце каждого поста ссылка на следующую часть ) https://akostra.livejournal.com/1521809.html

Ночевали мы в Колпине, на электричке вернулись в Питер уже в час дня. С Катей встречались уже в метро Нарвская. По-моему впервые на ней, ну или была очень давно. И так как мы чуть раньше Кати приехали, то полюбовались вестибюлем.
Вот теперь знаю, что в Петербурге первой линией была как раз "Площадь Восстания" - "Автово", а "Нарвская как раз входит в эту линию. То бишь одна из самых первых станций.
ну, и скульптуры красивые.




Встретились с Катей, выходим из метро на площадь Стачек.

Тут Нарвские триумфальные ворота

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Сооружение было возведено из дерева и алебастра за один месяц по проекту Джакомо Кваренги. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, и скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.

Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября.

Однако, возведенные из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны М. А. Милорадович выступил за реконструкцию сооружения, и на высочайшем уровне императором Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места.

Василий Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский). Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе.

По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях.

Через эти ворота уходили на фронт воины Ленинградского гарнизона. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0



Площадь Стачек и Нарвские ворота известны и печальными событиями.


О кровавом воскресенье:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5

Гравюра. Утра 9 января у Нарвских ворот


Тут же на торце здания панно.
В 1965 году на торце дома 2 по пр. Стачек выполнено панно, посвящённое революционным событиям на Нарвской заставе (автор Рифкат Багаутдинов).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BA


Вообще район тут дышит послереволюционным временем. Кругом конструктивизм? который я очень люблю.

Дворец культуры им. А. М. Горького

конструктивизм

1925-1927 - арх. Гегелло Александр Иванович, арх. Кричевский Давид Львович, инж. Райлян В. Ф.



Центральная овальная часть представляет собой огромный стеклянный витраж, расчлененный столбами на пять частей. В этом объеме расположен зрительный зал и поэтажно расположенные фойе-галереи, примыкающие к витражу.

По сторонам центральной части примыкают шестиэтажные объемы. в которых располагаются лестничные клетки. От них отходят боковые крылья здания, в которых находятся концертный зал (малый зал), кинозал, библиотека, физкультурный зал, клубные помещения.

В 1931 г. к центральному вестибюлю большого зала, по проекту архитекторов Гегелло и Кричевского, сделали пристройку, где разместились билетные кассы, а над пристройкой устроили плоское перекрытие, увеличившее площадь балкона фойе.

В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже главный автор проекта А. И. Гегелло получил почетный диплом Гран-при.


https://www.citywalls.ru/house1823.html

Фотографии ниже взяты с этого же сайта





Одновременно с этим ДК на другой стороне площади построена школа

Школа им. 10-летия Октября
конструктивизм
1925-1927 - арх. Никольский А. С., Крестин А. В.

При строительстве школы была предпринята попытка сформировать первое школьное здание нового типа, с учетом новейших советских учебно-педагогических методов. Здание возводилось по проекту арх. Никольского и Крестина на основе экспериментальных разработок и программ, выработанных комиссией по школьному строительству для учебных заведений городского типа на 1000 учащихся.



Каждый из пяти объемов, составляющих пространственное решение учебного заведения, имеет свое функциональное значение.

Различные по величине корпуса школы составляют целостный архитектурный ансамбль. Здание имеет асимметричную планировку, выражающую революционную символику - форму серпа и молота.

Башня здания завершена вращающимся куполом обсерватории и является доминантой здания. Башня служит для вертикальных коммуникаций всего здания.

С севера к ней примыкает пятиэтажный корпус с основными помещениями школы. Корпус резко контрастирует с одноэтажным отдельно вынесенным зданием гимнастического зала.

С южной стороны к башне присоединен большой, изогнутый по дуге корпус, включающий все учебные помещения старших классов. Он соединен с трехэтажным зданием, выходящим на проспект Стачек, - эта часть здания предназначалась для младших классов и имела свой вход. В плане здание напоминает серп и молот.

https://www.citywalls.ru/house1824.html



Обсерватория вшколе - это явно здорово, но вот только в нынешнем большом городе с его освещением... ИФункциональна ли она сейчас?

Но конструктивизм на этом не закончился. Вы пошли прогулятья по жилому кварталу.

По проектам, разработанным архитекторами, в 1925-1928 гг. были застроены два участка, примыкающие к пр. Стачек - Крыловский и Серафимовский. Это было первое жилищное строительство советских времен.

На свободном узком участке вдоль пер. Крылова было построено 16 домов. В 1926 г. в честь выпуска "Красным путиловцем" первых тракторов пер. Крылова переименовали в Тракторную ул. Для 1920-х гг. это был крупный жилой комплекс, включавший школу им. 10-летия Октября, расположенную на противоположной стороне пр. Стачек по оси Тракторной ул. В планировки улицы видны новые градостроительные приемы - дома свободно размешены среди зелени, включены в общую композицию массива. Характерная для архитектуры тех лет динамичность композиции прослеживается и здесь - начальный участок ул. расширен, первые дома более высокие, асимметричные арки, несимметричные фасады.

Длина ул. 320 м. Перспектива замыкается торцевым домом, по проекту на этом торце размещался барельефный портрет Ленина.

https://www.citywalls.ru/house1825.html


Квартал очень тихий и уютный. Даже не верилось, что днём ранее мы промокли в Колпине, а в этот день по всей стране гремит праздник - День Победы. А мы гуляем по тихим улочкам...



Как полезно балкон используется


Интересный эркер. Что сподвигло архитектора такой устроить в \том здании, но Катя рассказала, что в одном доме напротив ьюрьмы такие эркеры делали, чтобы не было окон напрямую выходивших на тюрьму, а при таком расположении виды немного в сторону.


Гаражи? Явно довольно старые


Дом Советов Нарвского района
Конструктивизм

1931-1934 - арх. Троцкий Ной Абрамович

Полукруглый корпус столовая
1935 -

https://www.citywalls.ru/house23280.html

Кинотеатр "Прогресс"
1958 - арх. Хазанов Виктор Вульфович, Панкратова Лидия Алексеевна - перестройка корпуса под кинотеатр

https://www.citywalls.ru/house5923.html


С сайта схема


Это видимо кинотеатр



Барометр!
Кстати, только тут в разговорах с Машей и Катей осознала, что нормальное атмосферное давление разное в Москве и Питере.



Рпок имени 9 января 1905 года. Вообще до недавнего времени он был дестким парком. Имени кровавого воскресения по сути.

Но главная красота тут - решётка!!!
Если бы не Катя, мы бы о такой красоте и не знали!
Ограда изначально была около Зимнего дворца.


Ограда сада 9-го Января со стороны проспекта Стачек была изготовлена из кованого железа по проекту архитектора Р. Ф. Мельцера в стиле растреллиевского барокко в 1899 году в мастерской Ф. А. Эгельсона. Эта ограда предназначалась для сада Зимнего дворца и была выполнена в виде узора из стилизованных листьев аканта, которые окружали вензеля императорской семьи и герб Российской Империи. В 1900 году ворота, четыре звена будущей ограды и шесть ваз для украшения столбов были представлены на всемирной выставке в Париже и завоевали Гран-при. В 1902 году ограда была установлена на место.

После революции дворцовый сад был разорён. В том числе пострадала и ограда: царские орлы и монограммы были выломаны, короны с вершин столбов — сорваны. 1 мая 1920 года, в ходе многолюдного субботника, ограда сада Зимнего дворца была полностью разрушена.[3]. Предполагалось, что металлическая часть ограды будет использована для благоустройства Литераторских мостков, но эти планы не были осуществлены, и несколько лет звенья ограды просто лежали на Дворцовой набережной.

В 1924 году архитектор Л. А. Ильин предложил проект благоустройства Кировского района. Среди прочего, проектом предусматривалось озеленение улицы (будущего проспекта) Стачек южнее Нарвских ворот. Следствием стала разработка в том же году проекта разбивки «сквера на улице Стачек». Одновременно с благоустройством (по проекту Р. Ф. Катцера) уже заложенного на этом месте сада 9-го Января Ильин выполнил проект установки со стороны проспекта ограды, перенесенной от Зимнего дворца. В 1925—1926 годах уцелевшие звенья ограды были установлены на новое место, но с изменением пропорций — основание решёток было устроено существенно ниже, чем ранее. К тому же, в картушах на месте выломанных двуглавых орлов и вензелей по-прежнему находились большие дыры, которые также портили вид ограды.

В 1991 году началась постепенная реставрация сильно обветшавшей ограды сада. Тогда планировалось отреставрировать все 26 звеньев решётки (оригинальная ограда и дополнительные звенья, отлитые в советское время), восстановить столбы ограды, утраченные вензеля и орлов. Однако реставрация, которую обещали, наконец, завершить в 2012 году[4], по состоянию на 2017 год прекращена.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B4_9-%D0%B3%D0%BE_%D0%AF%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F






В парке памятник Васе Алексееву.
памятник рабочему Путиловского завода, члену Нарвского райкома РСДРП, одному из организаторов Петроградского социалистического союза рабочей молодежи, участнику гражданской войны, председателю Гатчинского ревкома в 1919 г. Василию Петровичу Алексееву.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%92._%D0%9F._%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%83

Достаточно героическая биография, а умрёт в 22 года от сыпного тифа...


Ещё ограды, но уже с внешней стороны



Гуляем дальше. Во дворике обнаружили театр


И тут же стелы


Это здание тоже заинтересовало. И старое оно, уже развалившееся, но архитектура очевидно интересная.
Так это, оказывается, БАНИ!!! Баня-гигант!!


Ушаковские бани "Гигант"
Конструктивизм


ул. Зои Космодемьянской, 7
Пам. арх.(регион.) а с виду не скажешь :-(((((((((

1930 - арх-ры А. С. Никольский, В. М. Гальперин, А. В. Крестин

Бани возведены на месте Алафузовской больницы, перестроенной из бывшей Михайловской клеенчатой мануфактуры по завещанию ее владельца И. И. Алафузова. (добавил - Student)

До 1952 г. ул. Зои Космодемьянской носила название Ушаковская, происходившее от фамилии купца А. М. Ушакова, владевшего несколькими домами на улице. На угловом доме, выходящем на пр. Стачек, 17, потомками А. М. Ушакова установлена мемориальная доска.

Построенные в 1930 г. бани быстро получили в народе название Ушаковские.


Здание 2-х этажное, план предусматривает при одной мыльне и парильне по две раздевальни в каждом этаже (1-го и 2-го класса). Разделение вестибюлей и раздевален даёт возможность организовать в случае необходимости работу бани как пропускника. В угловом узле здания сгруппированы помещения с повышенным тепловым режимом; парная, мыльная котельная. Здесь же объединено всё водное хозяйство с бойлерами в котельной и баками наверху. Пропускная способность бани 4000 человек в день или 400 человек в час. При нормах площадей на человека: В раздевальной - 2,25 кв.м В мыльной - 2,75 кв.м В парильной - 0,9 кв.м Водоразбор, ванны, колонки душей по единице на 15 человек. При объеме здания 17340 м3, на одного человека приходится 43,3 кубических метра.

(Из книги "Бани и купальни" Крячков А.Д. 1932 год; добавил: Stan)



Проектирование Ушаковских бань А. С. Никольский начал в 1927 г. Для своего времени это были крупнейшие бани: они были рассчитаны на 4000 посещений в день, оснащены новейшим оборудованием.

Композиция строилась на контрасте протяженных линейных корпусов и двух концентрических полуцилиндров в угловой части. Рисунок фасадов сводился к темным прямоугольникам окон на фоне оштукатуренных стен.

Главный композиционный узел - широкий угловой полуцилиндр соответствует функциональной нагрузке - в нем сосредоточены мыльные, душевые, парные. Неотъемлемой частью силуэта являются парные дымовые трубы котельной.

На плоской крыше здания предполагалось устроить солярий, а во дворе - открытый бассейн.

Бани построены из силикатного кирпича, а частично из старого кирпича. Низкое качество невлагостойких строительных материалов привело к тому, что сейчас здание разрушается. Геометрия искажена надстройкой третьего этажа.

https://www.citywalls.ru/house4702.html


Да, кому нынче бани на 4000 человек нужны?.....


Идём по кварталу застройки 1949-1950 гг.
прям коттеджный посёлок.
Два дома напротив. Одинаковые по архитектуре, но разные по реставрации. Один вот обновлённый, ...


А напротив дом без явного ремонта. Как ни странно этот больше нравится :-)))


Кооотики!



Какие же балконы! И изначальная задумка хороша, и "доработки" интересные! :-))))


Замок временем срыт
и укутан, укрыт
В нежный плед из зелёных побегов,
Но… развяжет язык молчаливый гранит —
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.

                                   В.Высоцкий


"Баллада о времни" из фильма "Стрелы Робин Гуда"


О! рабочий с колхозницей?



Здание тоже интересное.

Екатерингофская бумагопрядильная мануфактура была построена в 1872-1873 гг. арх. Романом Романовичем фон Генрихсеном. Принадлежала барону Штиглицу.
https://www.citywalls.ru/house11159.html


Прошлись по Молвинскому парку. Необычно. кругом "промзона", а тут уютный парк, кточки, люди гуляют


И вот мы вышли в парк Екатерингоф




Памятник "Молодой гвардии".
И ведь 9 мая в этот день!



Но древья какие красивые.



Мой любимый красный кирпич!
Чернореченская бумагопрядильная мануфактура Л. Е. Кенига

Не позднее 1821 г. на берегу Бумажного канала была устроена бумажная фабрика Александра Раля. Основным видом сырья для писчебумажного производства в России на протяжении XVIII-XIX вв. служило тряпье, преимущественно льняное, использовалась также макулатура, волокнистые отходы от производства ткани, пряжи, веревок, ржаная солома, асбест.

Основное производственное здание фабрики располагалось у устья Бумажного канала и представляло собой каменный двухэтажный, крытый железом дом длиной почти 47 м и высотой 10 м. В здании были размещены несколько цехов, в т.ч. черпальная, клейная, перебиральня и пресовальня, тряпичная и сортовальня. Медный котел для варки красок находился во дворе. Помимо производственного здания, на берегу Бумажного канала располагались четырехэтажная деревянная сушильня на каменном фундаменте, кузница и деревянные амбары для хранения тряпья и бумаги.

https://www.citywalls.ru/house3481.html


Место волшебное! Кругом вода, а ты по дорожке между ними гуляешь..


Какой мостик! Но мы ещё к нему вернёмся




И вид на красоту!


Церковь Богоявления Господня (Гутуевская)
неорусский

1892-1899 - арх. Косяков Василий Антонович

Церковь на Гутуевском острове возле одноименного моста (ранее Сельдяного) в конце XIX в. планировали построить по желанию портового люда. Арх. С. И. Андреев создал проект деревянного храма во имя св. благоверного князя Александра Невского, но в это время произошло несколько событий.

Купец Иван Агапович Воронин, владелец ткацкой мануфактуры на Резвом острове, выделил на строительство церкви достаточно крупную сумму - 100 тысяч рублей, испросив позволения устроить в церкви семейную усыпальницу.

Проект каменного храма поручили арх. Василию Антоновичу Косякову, который быстро выполнил работу (с участием гражд. инж. Б. К. Правдзика), спроектировав храм в "русском" стиле по образцу церкви, возводившейся в Борках в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г.

29 апреля 1891 г. цесаревич Николай, наследник престола, путешествуя по Японии, подвергся нападению японского фанатика. По счастливой случайности удар саблей пришелся вскользь, и 29 апреля 1892 г. Гутуевский храм заложили в ознаменование этого события.

Освящение храма во имя Богоявления Господня митрополитом Антонием и о. Иоанном Кронштадтским состоялось 29 апреля 1899 г. 18 июля того же года был освящен придел во имя прп. Иоанна Постника, небесного покровителя главного благотворителя храма.






Общество Гутуевской суконной мануфактуры "Т. Л. Аух" .
кирпичный

Главное производственное здание с водонапорной башней

1884 - арх. Бенуа Юлий Юльевич
1900-е - гражд. инж. Ниман Константин Иванович - перестройка

https://www.citywalls.ru/house4806.html


Но мы парком любуемся. гулять бы тут и гулять...



Прервусь.
Продолжение рассказа о прогулке в следующей части
https://akostra.livejournal.com/1539907.html
Tags: БГ, Владимир Высоцкий, История, Музыка кино, Приключения, Путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments