akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Categories:

"Король Лир" Мастерская Петра Фоменко

Второй раз! После первого окончательно убедилась, что Шекспир и фоменки для меня сочетаются идеально. И если на сказку Арденнского леса или Сон в летнюю ночь к первому ряду не подступиться вот совсем, то вот "Лир" дешёвый (возможно, пока). Короче, решила на премию к 8 марта сделать себе подарок.
Впечатления о первом просмотре вот тут: https://akostra.livejournal.com/1435966.html

Смотрела спектакль уже чуть ли ни неделю назад, и после уже пересмотрела один из любимых фильмов "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" Стоппарда. И да - поняла, что Стоппард прекрасно сформулировал суть Шекспировских трагедий и сути актёрской игры. Реально постоянно вспоминался "Король Лир" своей финальной сценой. Где наглядно представлялся счёт убитых и живых, причём явно не  в пользу последних. Конечно, сцена на самом деле душераздирающая, но трагичное и комичное в жизни часто идут рядом, так что я приведу цитаты из Стоппарда:
А к т ё р: Мы скорей принадлежим к школе, для которой главное кровь, любовь и риторика...
Ну, мы можем вам выдать кровь и любовь без риторики или кровь и риторику без любви; но я не могу дать вам любовь и риторику без крови. Кровь обязательна, сэр.
Актёрам смерть удаётся лучше всего . Они должны выдать всё, на что их талант способен, и их талант - умирание. Они умирают героически, комически, иронически, медленно, быстро, отвратительно и, наконец, на котурнах (
на слове "котурны" я вспомнила фоменковский же "Сон в летнюю ночь" и вздрогнула - а вдруг и там что-то такое восьмисотым подтекстом подразумевалось?!!!!).
Р о з е н к р а н ц: И это всё, на что они способны, - умирать?
А к т ё р: Нет, нет - они ещё красиво убивают. Некоторые убивают даже красивей, чем умирают. Остальные лучше умирают, чем убивают. Это труппа.

Возможно, несколько кощунственное сравнение, но "Король Лир" довольно кровожадная пьеса и надо отдать должное создателям, всё-таки от натурализма они несколько отошли, хотя б могли развернуться. Но если без шуток и несколько идиотских (признаю) ассоциаций, спектакль - абсолютная трагедия. И в общем-то та сцена с финальным счётом, пафосная, скорее именно нивелирует скорбь по Корделии, а по мне именно её смерть и скорбь по ней Лира и есть финал пьесы. Смерть самого Лира уже избавление для него - "Не вздергивай опять на дыбу жизни".. Последующую смерть Кента вообще не заметила оба раза - ну ушёл он за своим старым хозяином... И лишь уже в финальной сцене со второго просмотра, не найдя в строю живых, сложила два и два.
Помимо кровожадности как таковой, "сэкономили" и на батальных сценах, как минимум двух братьев Глостеров я бы посмотрела в поединке, но они скромно удалились биться за занавес, лишь остальные присутствовавшие на сцене в щёлочки забора за ними наблюдали. А я не виделаааа. Не, ясное дело хронометрах спектакля и без того длинный...



Король Лир - Карэн Бадалов. Повторюсь, сложно принять его стариком. И из-за этого сложно понять, зачем? Зачем весь этот делёж королевства? Раздача полномочий? Бодрый энергичный мужик, скачущий на охоте сам аки заяц, решает "уйти на покой" с политической арены. Не, устал от козней и решил махнуть на Мальдивы по оллинклюзив? ну, более реалистично, что шизофрения накрыла - мудрость отпочковалась шутом, а пусть и не совсем старик, но реально начал выживать из ума. Вот реально Ярвет как-то проще воспринимался. Без вопросов.
Но Бадалов замечательный Лиром. Вот если отбросить эти все мои личные заморочки. В начале истории он реально тот самый энергичный и бодрый, уверенный в правоте своей. Царственно делит королевство, царственно решает судьбу дочерей, царственно транжирит на охоту деньги уже не свои, а зятя. И тем лживей и гадше звучат слова его же дочерей, что вам бы папенька, уже б завернутся в простыню и ползти на кладбище, надо довольствоваться тем, что нужно уже вот на доживание своей жизни.
И как же пронзительна сцена Лира с Корделией "на руках"...
Кент - Юрий Буторин. Вот абсолютный рыцарь! И даже какие-то неприятные моменты переносит с честью - практически королевским жестом вытереть свой же плевок "у гнева есть свои права". И именно они с шутом становятся опорой Лиру в каких-то сценах реально уже в самом прямом смысле этого слова.
Хотя "эпиляция" всё же позабавила :-))))
Шут - Александр Мичков. Ум, честь и совесть. Та мудрость (ум), что покинула разум короля. Его второе я. Его топтать Регина начинает уже на своём признании в любви отцу. И шут же (совесть?) завял сразу же после отъезда Корделии. И как же трогательно он любит короля... Именно, что пёс. Даже не "как дочери полагается любить отца". Кент хоть присягу давал, наверное. Колкий и трогательный. Когда надо - яркий. И такой убитый в конце...
Кто лишь из выгоды служил,
Тот - буря ли, беда ли -
Вещички бренные сложил,
И поминай как звали.
А я останусь. Ни шута!
Пусть умник удирает
И превращается в плута.
Шут чести не теряет.

Вот кстати, задумалась. Любимый Шико (Жан-Антуан Д'Англерэ) после смерти Генирха III стал шутом Генриха IV. И умер практически на поле битвы от удара в спину, но шпаги же. Я вот не могу представить шути короля Лира у кого-то другого... уйдёт в пророки?...

Кстати, очаровательные заигрывания со зрительным залом перед началами действий. Только с первого ряда поняла фишку про яблоко. Но тогда мне мой китайский мобильник же можно было б и не выключать?!!!! Ну, и музыкален, чего уж - арфы нет, - возьмите бубен.

Гонерилья - Полина Кутепова. Вот так подумаешь, что задыхается человек от волнения, ан нет - просто астматик... Всё же умеет больше притворяться. Как актриса явно лучше своих сестёр. Слова лучше подбирает, однозначно. Житейский опыт? Реально очень похожи они с сестрой Реганой. Но и все три сестры вместе смотрятся родными-преродными. И в общем-то всё так могло бы и продолжаться, если бы их отец своим странным решением не запустил какие-то другие механизмы и цели. Сёстры даже так великодушны в одаривании своими драгоценностями и советами младшую неудачливую сестру. Но вот когда на горизонте замаячили другие ставки, в ход пошли все средства. Как же элегантно она красные перчатки напяливала. И ровно на столько же неэлегантно не могла устоять на ногах на "королевстве"...

Регана - Серафима Огарёва. Жёстче сестры. Во всяком случае слова у неё более колкими показались, когда она папашу спихивала обратно в гостеприимство сестры. А с виду такая милая девушка!

Граф Олбани - Алексей Колубков. Сразил сразу - в килте!!! Имею слабость к мужчинам в юбках - коллекцию извращенскую собираю.
Теперь сюда надо добавлять Колубкова!
https://akostra.livejournal.com/929518.html
Кстати, это часть основной коллекции "Мальчики в юбочках" и два представителя фоменок тут уже есть. Конечно, Фисба Пирогова из "Сна в летнюю ночь" и Мичков в "Истории любви" (увы, не видела, но фотки тоже ничего).
https://akostra.livejournal.com/1027313.html
https://akostra.livejournal.com/1026717.html

В общем после килта Колубков уже мог ничего на сцене не творить. Хоть очевидно, что эта та "юбка", которую ему жена оставляет... Но это поклёп! Ведь замечательный полководец и рыцарь вышел, даром что и выпить не дурак, но с такой женой-то.. Опять же подумалось, что не такой уж и дурак был Лир - как минимум Олбани королевство можно доверить. как минимум войска.
Освальд - Амбарцум Кабанян. Весь такой прилизанный и обтекаемый. Длинные руки-ноги и пластика, если честно, эффектней издали смотрелись. Но вот явно гадюка ж... Но меч гарный. Под стать! Ещё б в деле его увидеть! Но помню про хронометраж!

Корнуолл - Василий Фирсов. Ну, он ещё и в Арденнском лесу суровость характера показывал. Шутки плохи, рука не дрогнет!

Корделия - Дарья Коныжева. Вот реально ангел! И только с первого ряда я разглядела плавник акулы крыло у неё на спине, когда она отца выглядывала, бродящего в венке из крапивы, репейника, дым-травы... Пряма и бесхитростна. На сцене её не так много, но именно её смерть апофеоз происходящего... Вот уж точно - её-то за что?... Ох, уж этот Шекспир!

Граф Глостер - Томас Моцкус. Старая гвардия, старые понятия о чести, преданности... Но Лир же номер 2. Так же поверил словам. Но слепцом стал и по-настоящему. тоже замечательный образ! И такие трогательные сцены с бродягой Томом....

Эдгар - Юрий Титов. Ещё одна прекрасность спектакля. Две личины одного героя. рыцаря и шута-бродяги. Некоторые фразочки не уступают мудрости шута. И как шут заботится о короле (который его сынком называет), так и он заботится об отце, хоть тот и не подозревает, что он сынок... Не зря и король проникается симпатией к Тому... Лишь с первого ряда разглядела как же трогательно Эдгар-Том вглядывается в слепые глаза своего отца... Смешных моментов тоже достаточно. Хотя бы вливание в компашку брейгелевских слепых в солнечных очках :-))))). И ведь тоже рыцарь! Требую эпическую битву братьев Глостеров!

Эдмунд - Андрей Миххалёв. роль идеальна для него. И высокий голубоглазый блондин с кубиками пресса - веришь, что девки поубивать за такого готовы друг друга, но и умён! И ведь единственный настоящий злодей тут! Если остальные проявили свои сущности  в ответ на действия короля, то его коварный план выношен и воплощён всё ж сугубо самостоятельно!

Вот Никита Оленев таким злым не был, насколько я помню! :-))))
ну, и можно пофилософствовать про разные менталитеты - буржуйский и наш, российский! Ведь тоже статью весь в отца, красавец!:-))))


Ну, и замечательны музыкальные оратории, номера, даже танец.. практически ирландский был.

Tags: Александр Мичков, Алексей Колубков, Андрей Миххалёв, Карэн Бадалов, Мастерская Петра Фоменко, Музыка кино, Полина Кутепова, Серафима Огарёва, Том Стоппард, Томас Моцкус, Юрий Буторин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments