akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Category:

Кронштадт-2018. Часть 6-я. Форты Кронштадта - Александр I, Пётр I и Кроншлот

Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1402803.html

Итак экскурсия началась:
Суровый форт "Император Александр I"


Был построен в  1838-1845 годах.
Вообще практически все форты вокруг Кронштадта расположены на искусственных "островах". Кстати, форт Константин, который вроде как "на берегу" также был построен на искусственном острове, просто сейчас построили дамбу и форт Константин стал её частью.

И на этом месте не было никакого "удачно расположенного" островка.
Выбиралось стратегически нужное место и начинали строительство.
Строительство началось в 1838 году после утверждения нового проекта императором Николаем I под руководством инженер-полковника Михаила Фон дер Вейде. Под основание всего форта, чтобы укрепить землю, было забито 5335 12-метровых свай, пространство между которыми заполнили бетоном на основе гидравлической извести. По бетону начали кладку гранитных блоков. Летом 1842 года началась кладка стен из специально отобранного кирпича. Затем форт по всему периметру был одет гранитом. Торжественная передача форта от строительного департамента состоялась 27 июля 1845 года, форт был назван в честь брата Николая I — императора Александра I
Форт представлял собой овальное здание 90 на 60 метров, с тремя этажами и двором в центре. Со стороны Кронштадта строители возвели пристань и служебное здание для служб и личного состава. Как все оборонительные сооружения того времени, форт «Александр I» был живописно декорирован: во внутреннем дворе размещалась полубашня с винтовыми чугунными лестницами, ворота украшенные львиными головами, якорями и флагами[3]. Здесь же находились помещения для ядрокалильных печей. Общая площадь составляет более 5000 квадратных метров. Места в крепости было достаточно, чтобы держать гарнизон до 1000 человек. Форт был вооружён 103 орудиями, в число которых входили и новейшие трёхпудовые бомбические пушки, бывшие в то время самыми мощными крепостными орудиями.


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%82_%C2%AB%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_I%C2%BB

Округлая форма стен должна была способствовать рикошету ядер, летящих в него.
Этот форт очень напоминает любимый с детства форт Байяр. Но да - форт Бояр в два раза меньше форта Александр! И построен позже, кстати!




Причал. Виден и балкон, с которого комендант форта встречал гостей.




Кран, так там есть рельсы, которые ведут прямо от него в сам форт



Немного фотографий из инета. Конечно, очень хочется побывать на нём..



Видимо, те чугунные лестницы!



Пирс


Но форт знаменит не только тем, что был оборонительным сооружением. В 1896 годом он был исключен из реестра оборонительных сооружений. но не пропадать же такому добру?

Чумной форт

В конце XIX века многие страны мира охватила так называемая третья пандемия чумы. В 1897 году на базе Императорского института экспериментальной медицины была создана «Особая комиссия для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае её появления в России» (КОМОЧУМ).

Уединённый форт оказался наиболее подходящим местом для размещения Особой лаборатории (станции) по производству вакцины с использованием лошадей в качестве рабочего материала. Форт был реконструирован в 1897—1899 годах в основном за счёт средств принца Александра Петровича Ольденбургского. Его оборудовали паровым отоплением конюшен, лифтом для подъёма животных и печью для их кремации. 27 июля 1899 года состоялось торжественное освящение станции. После этого на форте поселилось несколько врачей, в числе которых были Д. К. Заболотный, Н. М. Берестнев, М. Г. Тартаковский. Для связи с внешним миром учёным форта был выделен маленький пароход под названием «Микроб». Несмотря на строгий контроль, на территории лаборатории было две вспышки чумы:

в 1904 году — погиб доктор В. И. Турчинович-Выжникевич и заболел, но был вылечен фельдшер С. Поплавский.
в 1907 году — погиб доктор Мануил Фёдорович Шрейбер и заболел, но был вылечен доктор Л. В. Падлевский.
После этого даже после упразднения лаборатории за фортом осталось неофициальное название «Чумной форт».

С началом Первой мировой войны научные исследования в «Особой лаборатории…» почти прекратились, а большинство учёных было призвано в армию. Февральская революция 1917 г. привела к отставке А. П. Ольденбургского с поста попечителя ИИЭМ (9 марта). В конце 1917 г. культуры возбудителей чумы и холеры были вывезены в Саратов, где осенью 1918 г. был создан первый в стране противочумный институт «Микроб»



Касаемо графа Ольденбургского - этим летом в Воронеже посетила его и его жены поместье - сказочный просто замок Ольденбургских - и ааафигительное было у них хозяйство!
https://akostra.livejournal.com/1388842.html
https://akostra.livejournal.com/1389194.html

Фото того замка для затравки:


В форте исследовали разных животных. Как оказалось, самыми устойчивыми к чуме оказались лошади. Причём для тысяч вакцин хватало содержание лишь с десяток животных. Но проводили эксперименты и над другими. Например, на станции жили и верблюды.
Вот тут есть фотоотчёт современной уже прогулки по форту, но есть и парочка старых фотографий времён создания тут вакцины
https://soglas-proekt.ru/blog/fort-imperator-aleksandr-I-fort-chumnyi.html





Длина пирса!


Оставляем позади форт Александр!


Следующий форт исследуем издали.
Форт Пётр I (Цитадель)
В 1721 году Пётр потребовал защиты кораблей, находящихся в Купеческой гавани, от обстрелов с моря. Сначала укрепляют батарею святого Яна, а затем, понимая недостаточность этой меры, строят новую батарею — «Цитадель». Строительством руководит капитан Лейн, а ведётся оно силами солдат и офицеров Семёновского и Преображенского полков. Форт строится на ряжах и имеет, подобно Кроншлоту, внутреннюю гавань. По окончании строительства в 1724 году в батарее 106 орудий и пороховые погреба на сваях. В дальнейшем из соображений безопасности порох был перемещён в брустверы.

После этого и до наводнения 1824 года форт только незначительно ремонтировался.


Говоря о ряжах. Это деревянные срубы/короба, заполненные камнями. Их возводят на льду над тем местом, где собираются строить форт (ну, или другое сооружение, с подводным фундаментом). Лёд проваливается (ну, или его прорубают) и ряж опускается на дно в точно утсановленном месте. Ряж за ряжем - так и строится искусственный остров - фундамент для форта.

В 1824 году Петербург и Кронштадт подвергаются разрушительному наводнению. Большая часть укреплений Кронштадта уничтожена либо серьёзно пострадала, не избежал этого и деревянный форт. И восстановление города начинается именно с Цитадели. Решено перестроить его в камне, и в 1827 году принят проект Карбоньера. Реализовал этот проект майор Фуллон.

По сравнению со старой крепостью были добавлены новые сваи и бетонное основание, что значительно укрепило форт. Кладка башен выполнена из бутовой плиты и облицована гранитом со стороны залива. Заделаны швы, толщина стен доведена до 2 м.

После перестройки оборона форта осуществлялась по круговому принципу. Главная башня соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями.

По окончании строительства 7 сентября 1834 указом Николая I форт получает имя Петра I.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_(%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82)


В 1896 г. форт был исключен из списка оборонительных сооружений. В последующие годы на форту размещалась лаборатория, работавшая со взрывчатыми веществами. Потом на форту устроили склад боеприпаса. К 1904 г. гавань засыпали. На башнях и между ними возвели кирпичные здания для различных служб и хранилищ. Форт соединили с о. Котлин насыпной дамбой.
http://www.citywalls.ru/house27641.html?s=nvj7s042slbrj4er3gpsvi8c13

Вид форта сверху


Схема форта - внутри - гавань!






Зумлю стены. Бойницы видны. Сорри за закваленность горизонта, но зумить с рук из раскачивающегося на волнах катера сложновато





Вот кто бы знал, что мы на этой прогулке солнечные ванны принимать будем? :-)))))))


А в море одинокая башня разваленная. Люблю руины - пока любуюсь. История будет позже


А вот нам навстречу прошёл такой красивый кораблик. Так оказалось, чтоу  него ооочень интересная история!
На этом кораблике выступали группы Битлз, Роллинг Стоунз, Квин... Вот прям там! Конечно, это данво было - кораблику 60 лет уже..


Легендарный прогулочный теплоход «Рипербан» был построен по заказу компании HADAG в 1954 году, в Гамбурге. Изначально «Reeperbahn» построен был не для туристических целей. Его основной целью было возить грузы между портами. Водоизмещение судна составляет 80 тонн. При пассажировместимости до 120 человек, максимальная скорость могла доходить до 12 узлов, что составляет чуть больше 22 км за час. Во всём мире, единственное судно речного класса, которое имеет корпус типа ледокольного, это Теплоход «Рипербан». Судно имеет две палубы, а его длина составляет 26,95 метров, ширина 7,21 метров.

«Рипербан» обладает 59-ти летней историей. До сих пор его можно встретить не только в России, но и в таких странах как: Нидерланды, Мексика, Кипр, Танзания, Испания, Португалия, Тенериф и другие. В наши дни, основным их назначением стал извоз туристов. «Рипербан» - это единственное судно в мире, речного класса, которое многократно совершало рейсы, в том числе круизные к острову Гельголанд. Не останавливал и тот факт, что остров находится в Северном море. На корабле выступало множество групп, особенно с направлением рока. В том числе концерты проводили Queen,TheRollingStones, а также TheBeatles. Теплоход получил своё название в честь знаменитой улицы развлечений в Гамбурге. Улица посвящена року и свободе, что и стало предназначением для корабля со временем, так как перестало иметь грузовое назначение, и стало возить туристов.

http://teplohod.ru/Riperban


Как же не запостить гамбургские фотографии Битлов? Именно на улице Рипербан они начинали свою карьеру.
Ну, как бы я точно не уверена, что прям из Гамбурга фотки, но как минимум тех времён






А это фотография в Англии ещё сделана. Но прикольно - пустой зал. БИТЛЫ же на сцене!!! :-))))))


А мы приближаемся к следующему форту! Форт Кроншлот!


Маяк красивый!


Чуьб в стороне от нас красивый белый маяк!


Из этой точки и красивый вид на пристань Кронштадта - те красивые корабли с флажками - мы их видели от Петровского сквера, а теперь вот с моря


Купеческая гавань. Южная оградительная стенка. Пост службы наблюдения и связи (СНиС) N 205. Вообще на фотках в инете она заброшенная - я даже не сразу её опознала-то. Но очевидно, что она. Ибо это Купеческая гавань. Вот даже на этом сайте фотографии разрухи.
http://www.citywalls.ru/house29058.html



Зумлю стены форта.



Взгляд назад на Александра


Второй маяк форта Кроншлот



Первый из фортов Кронштадта.
В 1703 году, после того как шведы покинули Невскую губу, Пётр I вышел в Финский залив к острову Котлин для промеров глубин, которые показали, что большие корабли могут подойти к Неве только по узкому проходу около самого острова.
После этого он велел рубить крепость для защиты Санкт-Петербурга от шведов. Макет крепости, изготовленный самим Петром, был прислан из Воронежа в конце 1703 года.
Строительство началось в январе 1704 года, когда окреп лед. Еще осенью 1703 года на берегу напротив места постройки заготовили необходимое количество строевого леса и булыжного камня. Технология строительства была достаточно проста, и, самое главное, эффективна. Небольшие бревенчатые срубы (ряжи), наполненные камнями, опускались на дно отмели. В итоге получилось построить надежный фундамент, выступающий над водой. Именно на нем, после сооружения насыпи, вырос форт.


Так что и сам Кронштадт, и этот форт Кроншлот - прежде всего - это охрана форватера для прохода в Санкт-Петербург




12 (23) июня 1704 года у крепости появилась эскадра вице-адмирала Депру, состоящая из линейного корабля, пяти фрегатов и восьми небольших судов. Эскадра прикрывала восьмитысячный корпус генерала Мейделя, шедший на Петербург по суше.

Обстрел продолжался двое суток: «но ни единая бомба в Кроншлот не попала, понеже та крепость малая, а шведские бомбардирские корабли стояли в дальнем разстоянии, и невозможно никаким образом бомбам с корабля в него трафить». Шведы высадили десант на остров Котлин, но поражение Мейделя заставило их уйти.

В 1705 году шведы предприняли новую попытку прорваться к Петербургу. Эскадра адмирала Анкерштерна, состоящая из 22 кораблей, противостояла русским войскам под руководством командующего флотом вице-адмирала Крюйса. На острове были установлены несколько батарей, которые усилили орудиями, снятыми с кораблей. Битва продолжалась с 4 (15) июня по 10 (21) июня 1705 и снова закончилась для шведов ничем.


Фото из инета:


Сражения у крепости показали, что размещение орудий в крепости по кругу делало стрельбу неэффективной. Капитан Лейн произвёл замеры и сделал чертёж новой крепости. В январе 1716 года приступили к её строительству. Материалов не хватало, не хватало и людей. Работные люди не подчинялись Лейну. Потребовалось вмешательство Петра. По его указанию, часть людей была переброшена на битьё свай и рубку венцов для крепости. И в мае 1717 на Кроншлоте были установлены первые пушки. Строительство продолжалось до 1724 года. Столь долгое строительство связано с тем, что требовалось подсыпать остров. В результате в середине форта появилась своя мини-гавань. Также на направлении наиболее вероятного появления противника появилась башня, в 1747 она была разобрана из-за ветхости. В проектировании этой башни принимал участие знаменитый Трезини, но его проект каменной башни был отклонён.

В конце XVIII века одновременно со строительством гаваней ремонтировали стены форта и возводили облицовку из гранита, а в 1803 построили пороховой погреб в гавани Кроншлота.


Ещё одно так же из инета:


В связи с угрозой, исходившей от английского флота во время Крымской войны, между фортами «Александр I» и «Пётр I», а чуть позже — фортами «Кроншлот» и «Пётр I» в 1854 было установлено первое в мире минное подводное заграждение. Протяжённость минной позиции, оснащённой минами Якоби, составила 555 метров.

В связи с увеличением дальнобойности артиллерии появилась возможность обстрела Кронштадта с материкового берега, из-за чего форт потерял своё оборонительное значение. В 1896 Кроншлот был выведен из состава оборонительных сооружений. После этого он использовался, в основном, для хранения боеприпасов.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещались зенитные орудия и часть, защищавшая Кронштадт от десанта. В послевоенные годы в форте разместили лабораторию по размагничиванию кораблей.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%88%D0%BB%D0%BE%D1%82



Нижний Николаевский маяк
Маяк стоит около форта Кроншлот, в Невской губе Финского залива. Это первый цельнометаллический маяк России. Он открыт для посещения, и можно по винтовой, ажурной лестнице подняться в круглую башню, созданную в 1857 году на заводе Сен-Галли в Санкт-Петербурге.

http://tourcentrum.ru/petersburg-ekskursii/dostoprimechatelnosti/mayaki-kronshtadta

Кстати, по этой ссылке прочитала, что Деревянный маяк, что на пирсе у Петровского канала, считается последним в мире деревянным маяком!!










Нижний Николаевский створный маяк, чем-то напоминающий ракету, находится в Кронштадте, расположен сбоку от Форта Кроншлот и считается первым цельнометаллическим маяком, который произвели в нашей стране. Был установлен по предложению капитана Корпуса флотских штурманов Рычкова. Главный строитель — инженер-капитан Н. Эйлер, по проекту которого и сделали объект. Но сначала маяк был деревянным и, естественно, непрочным.

В 1862 году сооружение было решено повысить и укрепить. Кроме того, была установлена чугунная круглая башня с освещением. Разработка ее принадлежит заводу Сан-Галли. Маяк служил верой и правдой, но со временем оказался ненужным

http://www.fiesta.city/spb/places/nizhniy-nikolaevskiy-stvornyy-mayak-v-kronshtadte/

Вот тут красивые фотографии и внутри маяка:
http://www.citywalls.ru/house27631.html

О другом  маяке у Кроншлота (дальнем на этой фотографии)
Передний маяк створа Кронштадтских маяков - действующий створный знак.


Вот тут ещё о маяках этих есть информация:
http://pofortam.ru/morskaya-progulka-k-majaku/


Оживлённое место!


Прошщаемся с фортом Кроншлот!


Продолжение следует!
https://akostra.livejournal.com/1403519.html
Tags: Битлз (beatles), История, Кронштадт-2018, Приключения, Путешествия, Я фотограф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments