Воронеж. Часть 8-я. Белогорье

Предыдущая часть:

Но наша цель в тот день - Белогорье.
Именно из Павловска ходит паром до монастыря в Белогорье.
Вообще эти места очень интересные.
Белые скалы они сейчас, а когда-то тут было дно морское. И скалы эти - это скелетики маааахоньких обитателей того моря. Отложения на дне моря происходили оооочень долгое время, а теперь это вот скалы.
Мало того где-то здесь до сих пор какая-то океанская водоросль "обитает".
Несколько лет назад мы были в Дивногорье. Это отсюда недалеко. Те же белые скалы, тоже монастырь пещерный.
Так там целый музей со следами морской живности в скалах.
Это мой отчёт по горячим следам

Вот тут делала "выжимку" событий. Коротенько :-)))

А вот из мини археологического музея оттуда:

С доисторическими событиями в Воронежской области ещё одно место связано. Село Костёнки.
Я, увы, там не побывала, а очень бы хотелось.

Находясь в Воронеже на строительстве флота в апреле 1696 года, Пётр I услышал, что около Костенска находят исполинские кости. После этого им был отправлен в этот город для сбора сведений солдат Преображенского полка Филимон Катасонов. Этот год можно считать началом археологических исследований в районе Воронежа.

Воот! Исполинские кости!!
(фото из музея. утащено из инета)

Здесь и стоянки первобытного человека обнаружены
Костёнковско-борщёвский комплекс стоянок каменного века — палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе сёл Костёнки и Борщёво в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: более 60 стоянок древнего каменного века — стоянки Костёнки-I—XXI, Борщёво-I—V (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 км²

Наиболее значимыми работами в Костёнках руководил П. П. Ефименко. В 1930-е годы этим учёным было вскрыто законсервированное ныне жилище из костей мамонта (размеры 36 x 15 метров, возраст около 20 тыс. лет). На территории жилища имеется 12 ям, которые использовались как костехранилища. Другие жилища костенковцев вытянуты в длину; по продольной оси расположен ряд очагов.

В верхнем слое верхнепалеолитической стоянки Костёнки 1 (комплекс № 2), характеризующемся индустрией граветтской культуры (22—24 тыс. л. н.), Н. Д. Прасловым было найдено шестое левое ребро мамонта с застрявшей в нём острийной частью кремнёвого наконечника

На первой исследованной стоянке (Костёнки-1) обнаружено десять «костёнковских венер»: каменные или костяные фигурки обнажённых женщин с увеличенными объёмами живота, груди, бёдер

Выполнены фигурки из камня (известняка, мергеля) либо из бивня мамонта. Культово-ритуальное назначение статуэток из бивня и камня, очевидно, разнилось. «У фигурок из известняка намеренно отбиты головы и ноги, повреждены грудь и живот», тогда как фигурки из бивня сохранились в неприкосновенности: их «хранили в специальных углублениях с другими значимыми для древнего человека предметами»

Человеческие останки со стоянки Костёнки-14 (37 тыс. л. н.) были реконструированы М.М. Герасимовым, собственноручно участвовавшим в раскопках. По антропологическим показателям они напоминают современных папуасов. Их отличал невысокий рост (160 см), узкое лицо, широкий нос, прогнатизм. Однако позднее население стоянки имеет уже кроманьоидный облик.

Но это я увлеклась. Ни в Дивногорье, ни в Костёнки мы в этот раз не заезжали.

Сейчас нас привезли на причал в Павловске.
Наш паром

Отчалили. Вид на берегю
Сейчас мы чуть-чуть пойдём по реке Осередь

Собственно, справа Осередь, а слева - уже река Дон!

И уже по Дону идём до Белогорья. Вооон уже мелькают белые скалы

Вообще Дон не очень глубокая река, скажем прямо. Проблемы в навигации в связи с этим бывали со времён Петра.
Тут же в своё время использовался часто труд бурлаков.
И ведь бедными и несчастными бурлаков врядли можно назвать. Труд тяжкий, да, но и довольно хорошо оплачиваемый.
Вот тут интересный пост. Хотела оттуда утащить одну фотографию, но вдруг захочет кто почитать вообще

Та фотография. Женская артель!

Берега вдоль рек, где тянули баржи бурлаки, запрещалось застраивать.
Но когда шли бурлаки через деревню, то иной раз население деревни само впрягалось в баржу вместо них, лишь бы побыстрей они прошли их деревню и бурлаки не останавливались в деревне. Всё же большинство в бурлаках были бродяги и прочий сброд.

А мы тем временем идём по Дону и фотографируем красоты вокруг.

Фотографирующие!!

Мы причалим вот за первым поворотом. Там по-моему у берега как раз другой паром белеется. А потом прогуляемся по-над большим белым участком склона. Там можно крест разглядеть.
А под тем крестом ещё один паром у берега - оттуда мы отбывать будем.

А вот пока фотографии скал, под которыми мы сейчас проплываем

Настенные надписи..

Поближе скалы и крест

Берега. Даже сейчас ещё весеннее половодье не сошло, и высота воды в Доне выше "нормальной", но уже спадает

О! Домик?

Ещё что-то! Это пока не знаю, но строят надвратную церковь.

А вот и наш причал. Тут уже народ толпится. Мы сойдём на берег, а они сядут на наш паром! И народ ещё сейчас подтянется.
Плюс летом тут более-менее большой причал обустроен, но сейчас его нет из-за всё той же высокой воды.

И вот мы уже поднимаемся по лесенке. Приличный такой подъём, а ещё же с детьми и пожилые.. всех ждут, но процесс не так чтоб бодрый

Это заново строят надвратную церковь при входе в пещерный храм.

Начальная стадия строительства

Тут зато можно разглядеть, что за кирпичной кладкой сейчас

Пока же в Пещерный храм можно попасть через вход чуть выше и дальше

Вид на Дон и простор за ним

Народу ооочень много, помимо нашей группы ещё же на пароме приехали. В общем поделили всех на две группы. Первая сразу пошла в пещеры, а нас сначала повели наверх.
Белогорье!!!!

Монастырь был весь взорван, а был большим.
Сейчас вот только эту церковь отстроили. Планируют и дальше восстанавливать
Александро-Невский храм
Первый храм будущей обители - во благоверного великого князя Александра Невского - был освящен 30 августа 1819 года Павловским протоиереем Афиногеном Печерским. После почти столетнего запустения пещер, в 2000-е годы храм стал первой возрожденной церковью восстанавливаемого монастыря.

А раньше монастырь вот так выглядел:

Madonna del Don
В войну тут тоже линия фронта проходила. В пещерах прятались. И та, и другая сторона.
Как русская икона «Умягчение злых сердец» («Семистрельная») стала именоваться в Италии Madonna del Don и спасла жизни итальянских солдат...

Перед тем как повести рассказ о в высшей степени необычной судьбе одного из списков этой иконы, имеет смысл хотя бы вкратце остановиться на историческом эпизоде Великой Отечественной войны, имевшем место на южных боевых рубежах противостояния армий противника в Воронежской области.

В относительно небольшой промежуток времени, предшествующий наступлению войск Юго-Западного фронта Красной Армии во второй половине декабря 1942 года, известному под названием операции «Малый Сатурн», на фронте наступило временное затишье. На тех позициях, которые занимала в Белогорье 46-я рота итальянского альпийского корпуса батальона «Тирано» дивизии «Тридентина», солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме православную икону, которую они передали своему военному священнику - капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи.

Речь шла об иконе большого формата и прекрасной сохранности, выполненной в соответствии со строгими канонами иконописи. На иконе наглядно запечатлелись свидетельства многолетнего ее почитания прихожанами одного из белогорских храмов (Троицкого, либо Преображенского, хотя не исключен вариант ее пребывания в стенах Воскресенского мужского монастыря), в котором она и находилась вплоть до их разорения большевиками в 20-30-е годы.
Эту икону Божией Матери, названную итальянцами «Madonna del Don» («Донская Мадонна») и известную как «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»), солдаты вражеского альпийского корпуса очень тщательно и трогательно берегли, поклонялись ей как своей святыне. Понимая свою обреченность итальянцы взывали к Богородице в трудные январские дни 1943 года во время проведения советскими войсками Воронежского фронта Острогожско-Россошанской наступательной операции.

В ходе этой операции особое значение придавалось освобождению Россоши, со взятием которой правый фланг группировки немецких, венгерских и итальянских войск, насчитывающей в своих рядах более 250 тысяч солдат и офицеров, был бы уничтожен нашими войсками. Именно во время боев за Россошь противник понес наиболее крупные потери в течение всего хода этой операции убитыми, ранеными, пропавшими без вести.

После того, как остатки итальянского корпуса покинули пределы нашей Родины, икона была вывезена отцом Поликарпо в Италию, где в районе Местры (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, очень скоро ставшая местом массового паломничества родных и близких тех солдат, которые так и не вернулись из России, но на встречу с которыми они не перестают надеяться и сегодня.

И эта икона реально освящена и принята в католичестве!
Несколько фото их инета:

А вот на этом пригорке колодец.
80 м в высоту и три метра шириной. Как я поняла он ещё и вентиляционной шахтой к тому же работает

И вот наша уже очередь пойти в пещеры. Мне прогулка очень понравилась.
Длина маршрута, куда водят туристов, около километра. Сами пещеры многоуровневые. Конечно, в основном всё обращено к религиозному служению, но например есть и хладник (или как его правильно называть) - где хранили продукты.
Некоторые росписи пещерных церквей сохранились, но и новые появляются - это уже расписывают (и вырезают барельефно)  сегодняшние мастера.
Тут и разбойники обитали, нападая на проплывавшие мимо крабли.
Да и просто интересно походить по лесенкам, по туннелям. Да ещё в романтичном свете свеч (каждый участник экскурсии покупает свечку). Я ничего не фотографировала - всё же мы ходили большой группой, и либо народ в кадре, либо я должна остановиться и задержать кого-то. Причём, я-то нагоню, а вот кому трудней тут каскадировать (а реально по лесенкам неровным побегать тут не очень легко) - тех точно не хотелось сбивать. В общем любовалась без фотоподтверждения :-))

А теперь об истории создания

Около 1790 года сюда забрела скиталица-знахарка Мария, которая тут задумалась о Боге и решилась изменить свою жизнь. Она отправилась в Киево-Печерскую Лавру, где укреплялась молитвой и таинствами Церкви около года. Затем получила благословение духовника на повторение подвигов пещерокопателей. Она возвратилась в Белогорье около 1796 года и в безмолвии, строгом воздержании, начала копать пещеру в высокой меловой скале на правом берегу Дона, недалеко от хутора Кирпичи.

Собственно, Белогорский монастырь основан в 1796 году Марией Шерстюковой, первой настоятельницей обители. Дочь украинского казака Константина Босого, она получила благословение на монашеские труды в Белогорье, будучи на богомолье в Киево-Печерской лавре. Труды Марии по устройству пещер в Белогорье первое время вызывало противодействие местного населения и властей.

В начале XIX века последовал указ Александра I о тщательном расследовании дела Марии. В случае положительного исхода дела предполагалось оказать Марии необходимую помощь. Специальная комиссия всесторонне изучила дело и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы, после чего преследования были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св. Александру Невскому — святому, в честь которого был крещен император Александр I. Освящение храма состоялось 30 августа 1819 года, его осуществил протоиерей Киево-Печерской лавры Афиноген Печерский.

При жизни Марии протяжённость пещер достигла более 299 аршин (около 212 метров). Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии.

Основательница монастыря скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

Вот мы вышли из пещер и вновь поднялись на плато наверхе.
Э... Что здесь за яма?

Очередная заминка на санитарные нужды я зависла на выставке старых фотографий. Прямо под открытым небом за ларёчком. где продавались вкусности от монастыря. Мы вот свежесобранную клубнику прикупили.

А вот тут во время Великой отечестенной войны был немецкий дот (ну. или что-то таокое). А сейчас монастырь тоже что-то тут делает...

Дальше идём прогулочным шагом - местный экскурсовод обещает нам два святых источника к посещению.
Вот там на изгибе дороги домик - это дальний источник. Зумом его выцеливаю. А второй источник внизу сразу за холмом, по которому мы сейчас идём.

Идём живописной тропой

Простор за Доном

А вот и крест, который мы ещё с парома, подплывая к Белогроью, видели.
Тут наш экскурсовод по Белогорью говорит, что кто быстро ходит и хочет дойти до второго источника, то можно самостоятельно сходить - туда как раз группа впереди нас пошла. Мы, было, ломанулись, как нас развернули организаторы этой поездки. Мол, куда вы? У нас отплытие парома и вы не успеете вернуться!! Категорически нельзя! Ииих... А так хотелось наконец-то не в темпе экскурсии плестись, а пройтись быстро, полюбоваться всеми красотами округи. Меня больше не сам тот второй источник инетерсовал, а именно возможность местом насладиться...

Вот тут зума уже нет - и домик у дороги виден, и внизу справа из-за края фотографии виден нос нашего парома, так вот прям рядом с ним на берегу ближний святой источник.

Ну, раз нельзя погулять, то фотоохотимся... Паром внизу - мы ещё не знаем, что он-то как раз и есть наш паром.

Вниз обрыв меловой! ууххх!

Красота же!

Фотосессимся. Я просто не особо люблю сама фотографироваться, но кого-то и по их просьбе пофотографировала.

И где-то тут вдруг выяснилось, что экскурсовод местная и наши гиды (которые нас сопровождали  на протяжении всей поездки этой) друг друга не поняли. Наши были уверены, что мы вернёмся на то место, куда нас привезли и что мы уже почти проворонили время отбытия и надо очень быстро рысить обратно. А местный гид открыла им глаза, что вот тот внизу паром и есть наш, что отправление от того ближнего источника и это отправление не по времени, а по тому моменту, когда все туристы, оставшиеся сейчас тут, не вернуться на паром. В частности та группа, которая впереди нас пошла на второй источник, и которую нам не дали догнать, корикнув, что мы на паром опаздываем... А нам по-любому их ждать. Ну, и вместо прогулки к источнику, мы топтались у причала в итоге...

ну. зато я обфотграфировала всё :-)))

Воооот оттуда мы пришли на пароме. И туда же сейчас отправимся

такие проплешины :-)))

На дороге видны силуэты участников группы счастливчиков...

Спускались мы табунком нашей группы. Вот там на холме мы только что были

Дорога ко второму источнику. Не сходить, так хоть облизнуться...

Мы поплелись сразу на причал. На пароме ждать тех, кто пошёл на второй источник. вид от причала на скалы - мы были там, на самом верху!

Прямо тут же святой источник. Это заброшенная часть. Эти же места затапливает в развлив Дона. И источник, где набирают воду сейчас тоже не так чтобы прям легко доступен - я сама не подходила, но народ рассказывает, что покаскадировать пришлоась.
А я пофотграфировала эту живописность. И на паром - ждать остальных... Зато места хорошие займём.. (хотя зачем мне те места, я всё равно фотографировать бегать буду?)...

Вид дальше на реку от места "парковки" парома

Поднимаемся на борт.
На самом деле эта существенная заминка сбивала наш график. Ведь нас ждал водитель автобуса, который повезёт обратно в Воронеж, а ему-то меньшие часы оплачены. Мы рассчитывали при хорошем раскладе и в 7 вернуться уже. Нас ещё и заказанный ужин в гостинице ждал. А теперь всё сдвигается на час, а то и больше...  К тому же нам ехать по всё той же трассе М4 "Дон".. И вероятность пробок увеличивается..
Ну, вот так тут всё организовывается. И неоднократно в этих местах слышим "А куда вы торопитесь?". Жизнь тут такая - неторопливая...

Всё - отчалили! Идём вот туда!

Повторюсь, на месте сидела недолго. Как же не любоваться красотой вокруг?!!!!

И ведь сколько всего растёт!

Горы закончились - но природа же сказочная вокруг!

Раньше все эти берега чистились, плюс стояли навигационные знаки - ведь по Дону шла активная навигация. А сейчас уже её нет.
Во единственный выцветший знак остался. Невыгодно сейчас по рекам грузы переправлять. И когда была запущена всё та же трасса М4 "Дон", река просто не выдержала конкуренции. Сейчас тут преимущественно туристическая анвигация. Которая и не такая активная, поэтому "дорожные знаки" уже и не нужны

Ого!!! Вот это я понимаю - отдых!!!!
Этот агрегат имеет ещё и мотор! Вот люди пируют, каюты дома тут же. Правда, экскурсовод сказала, что компании на таких плавсредствах чисто мужчике. баб на борт не берут!

А здесь Дон раздваивается. Там любят отдыхать местные жители.
Посмотрела в инете - это называется протока Босовский рукав! А местные ещё Стародоньем называют

Навстречу ещё транспорт :-)))

Гнёзда стржей. Говорят, что в этом году их мало...

Песчаные берега...

В гостинице мы в итоге часов в 9 были...
Насыщенный день вышел!

Ну, а продолжение следует :-)))