akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Выставка Василия Верещагина. Третьяковская галерея (на Крымском валу)

Наконец-то дошла!!!
Репродукции понатащены из инета

Не знала раньше этой картины.
"Парламентёры. Сдавайся - Убирайся к чёрту!"


Самая любимая.... Каждый раз завораживает!


По выставке ходили долго. Очень инетерсные побписи к картинам - рассказывается о предывсториях написания или о том, что за сюжет изображён. Очен интересно! И это ым ещё аудиогида не брали.
Вот, например - "Пусть войдут". Это вороги штурмуют крепость, а приказ - не стралять, пока не войдут.


Продажа ребёнка-невольника. Возможно, из мальчика сделают Бачу.
Про Бачу и другую картину Верищагина на эту тему вот тут писала
https://akostra.livejournal.com/924423.html
И википедия - Бачи существуют и сейчас - и это не редкость.  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%87%D0%B0-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B8


Его же кратина "Портрет бачи"


Одна из уничтоженных картин Верещагина. Некоторые он и сам уничтожал, но это уничтожили англичане.
"Расстрел сипаев пушками в ходе подавления восстания в Индии".
Компромат-с!
Как писал художник Верещагин, будучи свидетелем таких казней: "Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!"
Хоронили-то все разорванные части в одной общей могиле.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8C%D1%8F%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80


"Казнь заговорщиков в России".
Она балы запрещена к выставлению в России.
На посмертной выставке Верещагина в 1904 г. она отсутствовала. В 1908 г. И.Е. Репин видел ее в музее петербургского Общества поощрения художеств повёрнутой лицом к стене, выставлять ее было запрещено. Картину приобрёл проживавший в России французский подданный Левитон, у которого ее отобрали полицейские власти, невзирая на протесты французского посла Палеолога.
По имеющейся информации «Казнь заговорщиков в России» хранится в запасниках Музея политической истории и не выставлялась с 1920-х гг. Русский музей не смог ее получить «по техническим причинам».

https://v-murza.livejournal.com/152335.html

Отреставрировали картину лишь к этой выставке!


Верещагин, как участник событий, воссоздал тот день, когда наши силы с доблестной победой входили в город. На заднем плане изображен целый парад у деревень Шипки и Шестнова. Шапки подкинуты вверх по традиции, на лицах гордость и радость за одержанную с трудом победу. Так и слышится зрителю громкое «Ура!» из уст всех людей. А впереди всех мчится на белоснежном коне генерал М.Д. Скобелев, поздравляющий взмахом руки всех своих воинов с победой в сражении.

Но война не может проходить без жертв. В центре картины – заснеженное поле с множеством погибших солдат, изогнувшиеся в причудливых формах. Верещагин как бы говорит, что победа даётся слишком дорогой ценой. Радость и горе идут всегда в одну ногу в таких событиях.


http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-vereshhagina-shipka-shejnovo-skobelev-pod-shipkoj/


Две картины. "После удачи" и "После неудачи".


Смертельно раненый. Ой. братцы, убили меня...
НА раме Верещагиен именно эти слова написал - и да всё эпизоды, что он видел воочию...


Несохранившаяся кратина. По-моему даже самим автором уничтоженная. "Забытый"...


Вспоминается очень любимая мною песня "Чёрный ворон - друг ты мой залётный"...
Исполнение Марины Девятовой.


Очень много рисунков-зарисовок-этюдов. Очень классно разглядывать. Причём помимо эстетического удовольствия, тут ещё и ооочень много информативности! И ведь он. кажется, побывл во всех уголках мира - от Гималаев до Кавказа, от Японии до Америки. Вот, например, кто такие духоборы?
А вот выставлены картинки Верещагина и подписи к ним, рассказывающие, кто такие!
У меня подписи нет - вот википедия. Но в двух словах - православные, которые отказались от внешней обрядности. то бишь, без церквей, без икон, без облачений.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B
Вот так духоборы молятся - рисунок Верещагина
Он же вспоминал:
«В воскресенье провели меня в избу, назначенную для собраний, — пишет он. — Очень чистая обыкновенная крестьянская горница, просторная, но низкая, с большой русской печью и увешанная красивыми полотенцами, битком набита народом. Мужчины — с одной стороны, жинки — с другой; постарше летами сидят на лавках, остальные стоят. Начинают поочередно читать молитвы; если кто ошибется, его тотчас же поправляют:
— Не так ты говоришь!
— Как не так, как же еще?..»
Верещагин подметил, что религиозные представления духоборов очень неопределенны, расплывчаты. Никаких писаний они не имели и не признавали. Молитвы знали (особенно мужчины) неуверенно, не вникали в их смысл.

http://www.e-reading.club/chapter.php/1032098/9/Demin_-_S_molbertom_po_zemnomu_sharu.html


Рисунки из кавказской серии


Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше.
Самоистязание.
В последний день празднования, когда страсти были накалены до предела, начиналось шествие особых приверженцев культа — самоистязателей, как бы принимавших на себя муки самого почитаемого имама — Гусейна. Эти праздничные обряды, которые увидел Верещагин, отнюдь не были чисто местными, характерными только для Восточного Закавказья. Их можно наблюдать у шиитов Ирана и других стран мусульманского мира. Дальше мы читаем выразительное описание зрелища: «Протяжные крики „Гусейн! Гусейн!“ дали знать о приближении процессии, которая вскоре и показалась. Впереди тихо двигаются режущиеся: несколько сот человек идут в две шеренги, держась левою рукой один за другого; в правой у каждого по шашке, обращенной острием к лицу. Кожа на головах фанатиков иссечена этими шашками; кровь льется из ран буквально ручьями, так что лиц не видно под темно-красной корой запекшейся на солнце крови; только белки глаз да ряды белых зубов выделяются на этих сплошных кровяных пятнах. Нельзя без боли смотреть на режущихся таким образом малолетних, идущих в общей шеренге в голове шествия. У каждого обвязана кругом шеи белая накрахмаленная простыня; накрахмалена она для того, чтобы не пропускала кровь на платье, а крови на простынях довольно: лучше сказать, они залиты ею сверху донизу.

В середине между рядами режущихся идут главные герои дня, ищущие чести уподобиться своими страданиями самому Гусейну, — полунагие фанатики, израненные воткнутыми в тело разными острыми предметами…»

Какое впечатляющее описание религиозного обряда! Оно позволяет зрительно представить зловещую картину массового самоистязания.

Верещагин подметил, что некоторые ловкие хитрецы и лицемеры только разыгрывают роль самоистязателей и подвешивают острые предметы так ловко и безболезненно, что они только кажутся входящими в тело. А искренне верующие, следовавшие обычаю, доводили себя до такого состояния, что падали без чувств, если их родственники не успевали вывести из рядов. Исступленная религиозность, сохранявшая здесь жестокие средневековые формы, вызвала осуждение художника.

http://www.e-reading.club/chapter.php/1032098/9/Demin_-_S_molbertom_po_zemnomu_sharu.html




Раввин. Такие живые глаза - взгляд пронзительный!



Церковь Петра и Павла в Пучуге


И пара картин - впечатления от Японии.
очень карсивые цвета!!


"Японский нищий"


Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб (31 марта) 13 апреля 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Это фотография того взрыва. Случайно попал в кадр - снимали прибытие флотилии


Ну, и другой Верещагин также погибнет - от взрыва в море у берегов..


Ну. и как же без?
"Ваше благородие, госпожа разлука"


Tags: Булат Окуджава, История, Музыка кино, Павел Луспекаев, Русская живопись, Русская музыка, Художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments