Само приглашение: https://moscultura.livejournal.com/575906.html
Сайт Музея Андрея Рублёва
Непосредственно открытие выставки предваряла презантация книги-каталога этой выставки
https://www.rublev-museum.ru/about/edition/688/
Куратор выставки Татьяна Никитична Нечаева.
Куратор - это очень важный человек. Именно от его инициативы, его вкуса, его энергии зависит, что мы потом увидим на выставке. Вообще эта выставка была приурочена к Ночи музеев, которая проходила под девизом "Шедевры из запасников". Не секрет, что фонды музеев гораздо больше того объёма экспонатов, что выставляется на экспозиции. И вовсе не значит, что в запасниках лежат неценные или неинтересные широкой публике вещи. Возможно, просто нет места, или нет возможности привести в состояние для выставления - нужно отреставрировать, например.
А это ночь музеев повод, чтобы такие эскпонаты таки добрались бы до взглядов посетителей музеев.
И вот выставка "Северные экспедиции" в музее Андрея Рублёва усилиями прежде всего этого человека - Татьяны Никитичны Нечаевой - представляет иконы, которые так и не выставлялись. Для икон реставрация очень важна. И часть икон, тут представленных, начали реставрировать только к этой выставке. Хоть и были привезены в музей уже с полвека назад!
На выставке представлены иконы, привезённые в музей как результат экспедиций, проводившихся с 1963 по 1971 год.
И на презентации каталога выступали участники тех экспедиций!! С интересными рассказами.
Первым выступал Геннадий Викторович Попов.
Обычное дело - едешь так на лесовозе по первозданному лесу в ночи. Притормозила машина, а вокруг огонёчки мааахонькие. Глаза чьи-то светятся... Это в Лальск на экспедицию..
Но мало добраться
Лилия Михайловна Евсеева.
Не только из экспедиций приовзиди экспонаты. Отпуска также проходили продуктивно!
Отдыхали в районе Кенозера. Посёлок Коровино. Место красивое. Так в какой-то избе увидела икону. Что да как, а есть же и ещё! да, через речку.
А в этих местах был когда-то Кенский Спасо-Преображенский собор. А иконы-то в итоге XVI века!
Кенский Спасо-Преображенский монастырь
Духовным пастырем северных территорий Кенозерья был Кенский Спасо-Преображенский монастырь, располагавшийся «на левом берегу реки Кены», в нескольких километрах от Кенозера. Устроителем обители являлся преподобный Пахомий, основавший монастырь во второй половине XV – начале XVI вв. Кенский монастырь получил особую известность в связи с тем, что в 1508 г., при жизни Пахомия, здесь получил постриг Андрей Никифорович, будущий основатель Антония-Сийского монастыря. Монастырь являлся крупным землевладельцем, в конце XVII в. обители принадлежало 500 квадратных верст земли.
Архитектурный ансамбль Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской пустыни на рубеже XVI – XVIII вв. включал три церкви – Преображения Господня, Чудотворца Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. Уникальными свидетелями этого периода монастырской истории являются сохранившиеся в российских музеях памятники. В 1968 г. сотрудниками музея Древнерусской культуры им. Андрея Рублева в деревне Коровино (на территории бывшего монастыря) были найдены двенадцать икон XVI в.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/istoriya-kenozerya/monastyri-kenozerya/
И вновь - найти-то нашли, а переправить-то как в музей? Почтой - так упаковать надо! Ещё и не всё почта возьмёт!
Короче, супруг повёз одну картину с собой как багаж транспортом, а Лилия Михайловна добыла в Совхозе списанные и утилизированные (порубленные) мешки. Вот сшивала куски мешковины, чтобы потом было во что упаковать иконы (уникальные иконы!) при транспортировке. Такой вот романтчный отпуск.
Игорь Александрович Кочетков.
Поездка в район реки Вычегды. 600 кг икон! Вот уж не думала, что их так измерять можно. Но да именно так - квиточки-то на почте именно вес определяют! :-))))) И вновь - ежели б не мешки порубленные с совхоза - то как бы отправил? А ещё ж надо как-то закрепить изображание на иконах. Это делают при помощи сырых яиц. Так ладно, что найди мешкровину - яиц в тех местах в достаточном количестве тоже было найти проблемно! Для 600 кг икон!
А тем не менее некоторые иконы сейчас в чатных коллекциях. Например, в Италии.
Не все смогли лично пристствовать. Вместо Вадима Васильевича Кириченко выступил сын Иван. Не ожидал он, что придётся выступать, но очень трогательно рассказал об атмосфере, царившей тогда в его семье. Гремучая смесь авантюризма и чистоты намерений!
Икон много, но помогали в реставрации некоторых и студенты, учившиеся на реставраторов.
К сожалению, не запомнила имя представителя Училища имена 1905 года.
От имени Российской академии живописи, ваяния и зодчества выступала Лариса Юрьевна Яснова.
Моя подруга заканчивала эту академию и теперь работает реставратором. У меня даже была идея прийти на это мероприятие с ней, но Даша была на открытии своей собственной выставки в Феодосии!
https://www.instagram.com/p/Bi5ApFEDf9W/?taken-by=artemis_zeusovna_gryphon
Но зато она полностью подтверждает слова Ларисы Юрьевны, что выпускники не уходят из реставрации, а до сих пор ею занимаются, при том что являются и очень хорошими художниками.
И в каталоге музея Андрея Рублёва 2008 года, о котором также упоминалось, имя моей подруги тоже фигурирует.
Возвращаясь к "добыче икон". Когда везли в машинах, то посты везде - проверяли, нет ли картошки. Кортошку всю здать, вывозить нельзя. Иконы же перевозили как разобранную мебель. Ну, что на почте не удавалось..
Александр Александрович Салтыков.
Презентация каталога проходила в Трпаезном корпусе. Я вообще в музее Андрея Рублёва ни разу не была. Всё надеялась именно с подругой тут оказаться. Но раз уж то прорысила по экспозиции в этом корпусе.
Святая троица (гостеприимство Авраама)
1665? год
Из Троицкой церкви села Лужки
Серпуховского района Московской области
Богоматерь всех скорбящих радость.
Конец XVII века.
Оружейная палата. Москва.
Богоматерь живоносный источник.
1676 год. Оружейная палата. Москва.
Спас Нерукотоврный
Последняя треть XVII века
Оружейная палата
Из Ново-Иерусалимского монастыря
Переходим в другой корпус на саму выставку
Прям при входе показывается очень красивое видео о Кенозерье. Чтобы прочувствовать те места, откуда были привезены эти иконы.
Богоматерь всех скорбящих радость
Первая половина XVIII века
Из села Лена Ленского района
Экспедиция Кочеткова, 1968
Фрагмент
Воскресение (Сошествие в ад)
Первая половина XVII века
Из церкви Рождества Христова деревни Цилиба Ленского района Архангельской области
Экспедиция Кочеткова, 1968
Рождество Христово
Первая половина XVII века
Из церкви Рождества Христова деревни Цилиба Ленского района Архангельской области
Экспедиция Кочеткова, 1968
Огненное восхождение Пророка Илии
Конец XVI века
Обонежье.
Из Церкви Николая Чудотворца Троицкого монастыря на озере Муезеро беломорского района Республики Карелия
Экспедиция Тихомировой, 1968
Происхождение честных древ Креса Господня, с мучениками Маккавеями.
Последняя четверть XVII века
Из церкви Происхождения честных древ Креса Господня Почрзерского погоста Плесецкого района Архангельской области
В процессе реставрации.
Экспедиция Кириченко и Салтыкова, 1971
Да, выставлены и ещё неотреставрированные полностью иконы, но зато можено увидеть наглядно результат работы реставраторов.
Спас Нерукотворный
Конец XVII века. Великий Устюг
Из церкви Успения в Лальске Лузского района Кировской области
экспедиция Крирченко и Попова, 1963
неизвестный святитель
Последняя четверть XVI века
В процессе реставрации
Ну ведь реально интересно, когда под одним изображением проступает другое - более раннее
Святитель Николай Чудотворец
Архангел Михаил Воевода
Огненное восхождение пророка Илии
Преподобные Зосима и Савватий соловецкие
Экспедиция Салтыкова, 1968
Последняя треть XvIII века
Из Казанской церкви в Усюжне Вологодской области
Распятие (Преображение на записи)
Последняя четверть XVI века. Ростов
Запись 1868 года
В процессе реставрации
Евангелист Марк
Середина - третья четверть XVII века. Русский Север
Из деревни Шелтопорог Медвежьегорского района Республики Карелия.
Экспедиция Кириченко и Салтыкова, 1970
Запомнился мне город Медвежьегорск..
https://akostra.livejournal.com/1364036.html
Деисус
Конец XVIII - начало XIX вв. (запись). Поморье
Из села Варзуга Терского района Мурманской области
Экспедиция Тихомировой, 1968
Спас Эммануил
Третья четверть XVII века. Русский Север
Из Кеми, Республика Карелия
Экспедиция Тихомировой, 1968
Кемь - проездом в и с Соловков, но всё же
https://akostra.livejournal.com/1280016.html
Праведные Прокопий и Иоанн Устюжские
Третья четверть XVII века. Великий Устюг
Из Кеми, Республика Карелия
Экспедиция Тихомировой, 1968
Но пора домой
Памятник Андрею Рублёву
Идём к метро Таганская. Что за здание?
Рогожская полицейская часть (до 1819 — городская усадьба). В основе восстановленного здания — руины XVIII века — в 1990-е годы была проведена реконструкция утраченной каланчи.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%8F%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0#По_нечётной_стороне
Здание медеплавильного и кабельного завода товарищества «Алексеев, Вишняков и Шамшин», крупнейшее строение в окру́ге. В 2000-х годах перестраивается под деловой центр, в настоящее время это БП «Фабрика Станиславского».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)#По_нечётной_стороне
Храм Мартина Исповедника. Обычно мимо него по улице Солженицына ходим. А тут вот с другой улицы можно полюбоваться.