akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Categories:

Выборг. Экскурсия "Северный модерн". Окончание

Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1375547.html

Банковское здание Объединенного северного банка. Архитектор Ойва Каллио, 1931 г.
https://amsmolich.livejournal.com/148482.html


Библиотека Алваро Аалта.
Именно здесь был старт и финиш Бегущего города,но разглядеть и заценить удалось лишь после.
Сначала просто красоты.
кажется, что здание где-нибудь 70-х годов. а оно спроектировано в 1927 году!! Тогда это была просто бомба!
И многие приезжают в Выборг не за средневековыми красотами или модерном, а посмотреть на здание этой библиотеки!!


И это не шторки - это такой потолок волнистый в окошках виден




Вот тут большая статья, из неё информацию и фотографии утаскиваю http://alvakaron.blogspot.ru/2014/12/biblioteka-alvara-aalto.html

Библиотека Алвара Аалто считается вехой в истории современной архитектуры, ибо обозначает переход Аалто от национально окрашенного неоклассицизма к упрощённым формам регионального модернизма. Именно здесь впервые проявилась уникальная черта его архитектурного стиля — сочетание строгости функционализма и нежной плавности природных линий. Начиная с Выборгской библиотеки творческая манера Аалто тяготеет к использованию естественных материалов, и в особенности дерева.

Строительство библиотеки началось в 1927 году на средства, которые завещала вдова выборгского мецената Юхо Лаллукка, состоятельная горожанка Мария Лаллука, а 13 октября 1935 года произошло торжественное её открытие. Вскоре библиотека стала известна во всём мире как эталон библиотечного здания.

Здесь Алвар Аалто смог учесть все особенности важные для этой сферы деятельности: режимы хранения книг, особенности работы библиотекарей, и конечно потребности читателей. Уникален волнообразный потолок читального зала, который является отличительной особенностью архитектурного стиля Алвара Аалто и создает прекрасную акустику.



Самостоятельно разработанная им система бестеневого освещения библиотеки, с помощью воронкообразных потолочных светильников создает оптимальные условия читателям.


Вся продольная стена зала остеклена, организуя, таким образом, визуально раскрытое пространство с окружающим парком, органически связывая библиотеку с внешней средой. Помещения для хранения не планировались, так как литература должна была быть в открытом доступе, а высота расстановки книг
определялась средним ростом читателей, чтобы они могли доставать книги с полок без усилий.

Отопления размещено у потолка, что позволяет сократить
неизбежную в среде книг циркуляцию пыли. Здание со стороны улицы не имеет окон, что позволило расположить книжные полки вдоль стен и обеспечило читальным залам практически полную изоляцию от городского шума.



Библиотека просуществовала в своём первозданном виде недолго, в 1939 г. Между Советским Союзом и Финляндией началась война, и в в 1940 году Выборг заняли советские войска. В 1941 году Выборг вновь отошел Финляндии. В ходе боевых действий библиотека получила повреждения но, к счастью, уцелела.


В 1944 году, при штурме Выборга, библиотека Алвара Аалто пострадала куда сильнее и на долгое время оставалась заброшенной.


Для того, чтобы привести библиотеку в порядок требовался серьезный ремонт, деньги на который появились лишь в 1954 году. Но отсутствие у реставраторов оригинальных чертежей и необходимых материалов не позволило восстановить библиотеку в ее подлинной красоте. В 1961 году библиотека была открыта, как Центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской.


Но идея восстановления библиотеки в первозданном виде продолжала будоражить умы финской общественности.Созданный в 1992 году «Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки» вывел вопрос реставрации уникального памятника на международный уровень. Взаимодействие в этом проекте российских и финских специалистов реставраторов, явилось залогом научного подхода к восстановлению шедевра мировой архитектуры функционализма. С 1994 года по 2010 год Международный проект «Комплексной научной реставрации здания Выборгской библиотеки Алвара Аалто» финансировался на паритетных началах, как с Российской стороны, так и из международных источников.


В мае 2012 года специалистами ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация» были завершены работы первого этапа реставрации. В октябре 2013 года завершён второй (заключительный) этап реставрации, и в ноябре 2013 года библиотека была торжественно открыта в присутствии официальных лиц России и Финляндии.


Когда мы пришли на регистрацию, этот вестибюль был полон народа!


А на таких табуреточках мы сидели и разгадывали загадки первого этапа. Но это фото аж 30-х годов!


Конечно, сейчас табуретки другие, но именно их изобретение принадлежит также Алвару Аалто!
Возможно, из всей мебели, спроектированной Аалто, наиболее известные предметы обстановки – кресло Паймио (1932) и круглый штабелируемый табурет (1933). Разработанная для санатория, в котором проходили лечение больные туберкулёзом, конструкция сиденья идеальна с точки зрения гигиенических требований и комфорта. Функциональность табурета позволило применять его для оформления обстановки библиотек, кафе, различных общественых учреждений.
http://museum-design.ru/alvar-aalto-rozhdeniye-skandinavskogo-stilya/


А в парке помимо лося ещё и сова есть! Ну, как же без неё?



Напротив неё дом Эдем.
Этот дом, более известный как "генеральский" (после войны в нём генералы жили), был построен в 1913 году по проекту архитектора Акселя Гульдена.
http://alvakaron.blogspot.ru/2014/12/dom-eden.html


Проходим сквер. Ну, сквер и сквер, подумаешь. А тут раньше, оказывается, красота стояла!!


Вся информация и фотографии по ссылке: http://nik-rech.narod.ru/viborg_photoprogulki/history_zdaniya/new_catedral.htm
В девятнадцатом веке в Выборге существовало две лютеранские общины. Приходом шведско-немецкой общины являлся собор Петра и Павла, а финской - церковь сельского прихода (бывший собор доминиканского монастыря). К середине девятнадцатого века церковь сельского прихода уже не могла вместить всех прихожан и было принято решение строить новый кафедральный собор.

Строительство собора началось в 1891 году по проекту архитектора Эдуарда Диппеля. Новый кафедральный собор был освящен в 1893 году.




Это был величественный трехнефный собор в неоготическом стиле вмещавший 1800 прихожан.


Так Новый кафедральный собор выглядел в 1939 году.


Новый кафедральный собор был ориентирован с востока на запад. С западной стороны красовалась высокая колокольня. В 1895 году собор получил орган на 45 регистров, а в 1929 году инструмент заменили на более крупный который имел уже 76 регистров и считался одним из самых крупных в Северной Европе.


Зимняя война 1939-1940 г.г. подвела роковую черту под историей собора. В результате бомбежек Новый кафедральный собор получил серьезные повреждения.







В период 1941-1944 гг, когда Выборг вновь отошел к Финляндии, рядом с собором было организовано захоронение жителей Выборга погибших на фронте.




А новый кафедральный собор был "похоронен" в пятидесятые годы 20-го века.
Руины собора были взорваны и разобраны несмотря на то, что Ленингадская комиссия по охране памятников отнесла новый кафедральный собор к списку ценных архитектурных объектов.
Позднее на месте собора была установлена статуя И.В.Сталина.



Дом с пеликанами"(Ленинградский пр., 9), его иногда называют доходный дом АО "Альфа", был построен в 1907 году по проекту Аллана Шульмана.
https://kirinushka.livejournal.com/16007.html

я всё птичек разглядываю.


Хоть и прозвали их "пеликанами", но явно же вороны.


Причём здесь пташки смотрят в разные стороны,


а тут в одну


А вооон там наверху и ещё есть!


Но и то я не всё разглядела, по ссылке выше я ещё фотографии утащила:


и оттуда же фасад в полный рост!


А напротив дом АО "Пеликан"


птичку я тоже сфотографировать не успела, всё та же ссылка:
Построен в 1907 году по проекту архитектора Бруно Герхарда Сольберга


Бастион



Эрмитаж-Выборг
Выставочный центр размещён на бастионе Панцерлакс в архитектурном памятнике, построенном в 1930 году финским архитектором Уно Ульбергом для музея изящных искусств и художественной школы. Здание в духе функционализма и неоклассики принадлежит к так называемому Белому Выборгу (наряду со зданиями городской библиотеки и областного архива).

Торжественное открытие нового культурного центра в Выборге состоялось 12 октября 1930 года. За десять лет в музее, прозванном «Выборгским Акрополем», была собрана большая коллекция финского и европейского искусства. В её состав вошли и произведения ряда русских мастеров. К концу 30-х годов Выборгский музей стал вторым по значению художественным музеем Финляндии после Атенеума.

После поражения Финляндии в Советско-финской войне (1939—1940) школа искусств была закрыта, а экспонаты музея были вывезены и распределены между музеями Финляндии. В сильно пострадавшем во время пожара здании в послевоенное время размещались различные учреждения; позже было принято решение о воссоздании оригинального облика здания и о возвращении ему изначальной функции. В 2003 году в нём разместилась основанная в 1969 году Детская школа искусств (занявшая левое крыло здания), а в 2010 году правое крыло занял музейный центр.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6-%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3




А вот и Собор Петра и Павла и тот самый целый мишка со здания вокзала.


А рядом памятник епископу Микаэлю Агриколе. Я его уже выкладывала во время отчёта о Бегущем городе.
Но о самом Агриколе и истории этого памятника напишу.

Агрикола создал алфавит финнский и письменность. И при том что язык очень сложный, письмо относительно лёгкое - как слышится, так и пишется.

Поэтому он явно заслуживал памятник. Около Собора Петра и Павла сейчас стоит копия, а оригинал стоял раньше около Нового кафедрального собора, который не пережил войну и теперь на том месте тот милый скверик.

Выборгский памятник епископу был создан скульптором Эмилем Викстрёмом и установлён в 1908 году.
Эмиль Викстрём избрал образ проповедника и учителя с раскрытой книгой. У постамента, напоминающего церковную кафедру, была расположена композиция из двух фигур: старик слушает читающую ему девочку. Композиция была призвана символизировать жизненный круговорот и значение грамотности. Старофинская надпись на постаменте гласила: «Кто в души всех людей проник, постигнет финский наш язык (Kylle se kwle Somen kielen ioca ymmerdä Kaikein mielen)».
Во время советско-финской войны (1939—1940) памятник исчез. В финской прессе публиковались сведения о том, что скульптура была укрыта в земле, однако поиски оказались безрезультатными

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8E_%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5

Старые фотографии памятника (сейчас уже памятник без старика и девочки):
http://nik-rech.narod.ru/viborg_photoprogulki/history_zdaniya/new_catedral.htm





Два дома. В левом (которого здесь чуть стены) у нас был загадрчный КП. тогда его фотографии и выкладывала, включая красивый подъезд.


Вот у него чертополох на крыше ещё. Информацию об этом доме не нашла.


А вот правый дом известный!
Здание Национального акционерного банка Финляндии
Это здание, в стиле национального романтизма, было построено в 1901 году по проекту архитекторов Уско Нюстрема (носящего титул финского Гауди) и Вилхо Пенттиля.
http://alvakaron.blogspot.ru/2014/11/national-joint-stock-bank-of-finland.html

Башня не пережила бомбардировки


Но и оставшийся декор интересен


Мой фаворит - паровозик!


Кораблик тоже симпатишный


Герб Великого княжества Финляндского. Сохранился!


Скульптура Святое семейство скульптора Александра Чернова




Дом семьи Теслефф, 1910 год архитектор Клас Гюльден


Сооовушки! А рядом бутончики? Хотя мне скорбные или недовольные мордашки мерещатся



А в колоннах-то девицы заточены...


Просто вид на улицу


А про этот дом я писала во время рассказа о БГ. Это тот самый бывший дом генштаба, который оставили военные, а после этого его размародёрили, так ещё и пожар. В итиоге уникаьные интерьеры погибли. В том числе и много прекрасных каминов. Что не доразбили мародёры, погибло в огне..
https://akostra.livejournal.com/1374903.html


шишечки


Ыыы!


Так и тянет посидеть на коленочках


Дом Хакмана или "Гранитный дворец"
Здание было построено в 1908 -1909 году по проекту архитекторов Класа Акселя Гюльдена и Уно Вернера Ульберга. О чем свидетельствует гранитная табличка на фасаде выходящем на Подгорную улицу.
Заказчиком проекта выступала известная выборгская торгово-промышленная компания Hackman & Co основателем которой был купец Ганзейского союза Йохан Фредерик Хакман приехавший в Выборг из Германии.
Фирма занималась торговлей лесом, сахаром, кофе, солью и т. д. Хакманы стали основателями выборгской судоверфи.Представители этой семьи не только развивали экономику города, открывая предприятия и банки, но и много внимания уделяли украшению города, в частности, на их средства были приобретены в Германии и установлены на въезде в город со стороны Крепостного моста парные скульптуры «Промышленность» и «Морская торговля». Хакманы были основателями и попечителями общества сестер милосердия «Дьякониссилайтос», способствовали развитию наук (археологии) и спорта в Выборге, служили консулами иностранных государств, внесли свой вклад в развитие транспортной сети Выборга. Советник Вильгельм Хакман совмещал коммерческую и политическую деятельность — он был председателем городского правления. Большое внимание уделял социальному обеспечению работников, организовал кассы взаимопомощи, обеспечивал пособиями малоимущих. Активное участие Хакманы принимали в организации ежегодных благотворительных балов 7 января — день, который и поныне является праздником Выборга, но в Финляндии.Во время строительства "Гранитного дворца" компанию возглавлял внук Йохана Фредерика Хакмана - Вильгельм Хакман.
На северном фасаде здания имеются барельефы с датой основания компании - 1790 год и датой когда компания получила имя Hackman & Co - 1816 год.

http://alvakaron.blogspot.ru/2014/11/hakman-house.html



Я не разглядела "живьём", а сейчас уже вижу, что наверху головы... козликов?
(фото взято по ссылке с информацией о доме)


Как раз барельеф "1816" был загадан в задании к КП на Бегущем городе


А этот "иероглиф" - аббревиатура названия


Корабль при полных парусах - символ успешности в делах



И наверху же подъезда ещё и барашек! Тоже не увидела тогда
(фото тоже по ссылке)


А я продолжаю разглядывать узоры подъездов


На двекрях одного из подъездов даже


Вид со стороны улицы


Тут птички



Заглянули во внутренний дворик.

на этом экскурсия заершилась.
О нашей самостоятельной прогулке по Выборгу в следующем рассказе

Продолжение вот тут:
https://akostra.livejournal.com/1376420.html
Tags: Архитектура, Выборг-2018, Модерн, Приключения, Путешествия, Я фотограф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments