akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Categories:

Питер-2018. Часть 1-я. Начало прогулки в первый день.

Никакой поездки большой организовать не удалось. Я осталась в Москве. Решила хоть в Питер на два дня съездить. И родных повидать, и просто погулять. Компании я тоже себе не нашла. Ездила в гордом одиночестве.
Утром 2-го января прибыла на ладожский вокзал. Завтрак в Макдональдсе, под кофе проложила маршрут. На карте я ещё в Москве понаобозначала, что хочу посетить, но этого оказалось так много... В общем строила максимально реалистичный маршрут. К тому же с учётом того, что светает в 10 утра. И начать стоило с чего-нить точно освещённого.
Ибо была идея сгонять к Памятнику «Памяти моряков полярных конвоев 1941-1945 годов».
Вот тут я писала об этих конвоях в литературе. Русской и английской. Поэтому очень хотела побывать.
https://akostra.livejournal.com/997465.html
Время-то с утра вроде было туда подъехать. Но на отшибе и в темноте одной где-то ходить...
Но памятник же стоит, чтобы о нём рассказать!
Скульптурная группа, высотой 2,7 м, выполнена петербургскими скульпторами Яном Нейманом и Георгием Лукьяновым и одобренна российскими ветеранами конвоев. Три фигуры — российского, британского и американского моряков — стоят вместе на носу боевого корабля, символизируя коалицию трех великих держав в годы их совместной борьбы против фашизма. На пьедестале на русском и английском языках выбиты стихи, посвященные морякам Полярных конвоев.
http://neyman.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=78:memories-bmp&catid=25:the-project&Itemid=37

вот тут ещё о памятнике и много о конвоях тех:
http://www.menswork.ru/?q=content/«вечный-полярный-конвой»

Не побывала я там, остаётся лишь понатащить фотографии из инета:



Поэтому ещё на стадии разработки маршрута. сидючи в Макдональдсе на Ладожском вокзале, решила выйти на станции метро Горьковская и уже оттуда начать прогулку.
Сразу видно - метро Горьковская!


Красота ж какая! Очень люблю эту мечеть, а ещё и подсветка!


Соборная мечеть Санкт-Петербурга — памятник архитектуры, стиль северный модерн, главная мечеть Российской империи, крупнейшая мечеть в европейской части Российской империи.
В 1798 г. свыше пятисот военнослужащих мусульман подали прошение о пожаловании им молитвенного дома и отводе места для кладбища. В 1803-04 гг. в Санкт-Петербурге по заказу военного ведомства были выполнены проекты мечетей. Архитекторы Андрей Воронихин (Татарское подворье, 1804 г.) и Луиджи Руска (Татарская мечеть в лейб-гвардии Измайловском полку, 1803 г.). Оба проекта остались нереализованными. Помещения для намазов выделялись в казармах.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-Петербургская_соборная_мечеть

Соборная мечеть. Годы строительства: 1909-1913
Стиль: Северный модерн
Архитекторы: Васильев Николай Васильевич, Фон Гоген Александр Иванович, Кричинский Стефан (Степан) Самойлович.


Петербургская Соборная мечеть - самая большая в Европе. Но уникальность этой мечети не столько в ее размере, сколько в синтезе архитектуры северного модерна и традиций культовой архитектуры Азии. Русским архитекторам в этом архитектурном шедевре удалось гармонично сочетать грубый финский камень в отделке стен с витиеватыми изощренными декорами майолик и решеток. Стилизация настолько удалась, что при всей ее уникальности ее естественность не вызывает сомнения.

История постройки Соборной мечети была необычайно продолжительна по времени и не безоблачна.

Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г. и утвержден министром внутренних дел П. Г. Столыпиным в январе 1906 г. Комитет состоял из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов и домовладельцев. Организатором Комитета был писатель и публицист, доктор богословия, Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода А. Баязитов (1874-1911), редактор и издатель первой в России мусульманской газеты "Нур". Председателем Комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в сумме до 750.000 руб. в течение десяти лет на всей территории Российской империи.

Комитет приобрел участок в 4-м квартале Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 - 1, принадлежавший инженеру И. Долоцкому. Однако для размещения Мечети одного участка оказалось недостаточно. Михраб, - священная ниша, перед которой стоят верующие, должна быть обращена в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае - к заднему фасаду дома на соседнем участке.

17 ноября 1907 г. Комитет получил разрешение на приобретение смежного участка по Кронверскому пр. N 7. На участке с деревянной застройкой был сохранен двухэтажный флигель, где разместились мастерские архитекторов, строительная контора, приемные комнаты Комитета по строительству, а часть сохранившхся квартир, как при прежних владельцах, сдавалась внаем (деньги перечислялись в банк и использовались на строительство Мечети).
Необходимая на приобретение земельных участков сумма - 312.000 руб. была предоставлена Комитету по строительству Эмиром Бухарским. Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы.
Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 г. Он стал одним из самых представительных в истории Императорского Санкт-Петербургского Общества архитекторов: всего было рассмотрено сорок пять проектов, первые три премии получили работы известных петербургских зодчих Н.В. Васильева, М.С. Лялевича, М. М. Перетятковича; вторую премию получил проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Арабески" (14). Несколько проектов Комиссией судей были рекомендованы Комитету по строительству к приобретению: "2596, 75", "Самарканд", "Джами" (авторы не установлены) и "Тимур" Я.Г.Гевирца.
Соответственно программе конкурса все премированные проекты были ориентированы на использование характерных особенностей средневековых памятников мусульманского зодчества - мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (Н.В. Васильев), мечеть Селима в Адрианополе (М.С. Лялевич), мечеть Шахи-Зинда в Самарканде (М.М. Перетяткович).
Для строительства Комиссией судей был рекомендован проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Тимур". Его отличительная особенность - предложение автора использовать для облицовки стен блоки гранита, в отделке куполов мечети, минаретов, порталов применить майолику, промышленное производство которой началось к 1906 г.
К доработке проекта Н.В. Васильев привлек своих коллег, А.И. фон Гогена, чей высокий авторитет как в профессиональных, так и в правительственных кругах был настоятельно необходим для решения практических и административных вопросов, и архитектора С.С. Кричинского, члена мусульманской общины (предки его - выходцы из польских татар), что для членов Строительного комитета имело принципиальное значение, как и его большой опыт ведения строительных работ.

В 1915 г. фирме "Гельдвейн-Ваулин" было выплачено за майолику 30.000 руб. В сентябре Мечеть открыли для платного осмотра, в том числе - для военнослужащих. В объявлениях говорилось, что деньги необходимы для достройки Мечети. В 1916-1917 гг. продолжались выплаты Стекольно-промышленному обществу (17.500 руб.), Арматурному заводу за осветительную арматуру ( 3.100 руб.), фирме "Гельдвейн-Ваулин" - за майолику (4.500 руб. 20 декабря 1916 г., и 4.000 руб. - 20 декабря 1917 г.). По-видимому, декорирование порталов велось из заготовленных ранее материалов, т.к. 1915 год был последним в истории керамического производства "Гельдвейн-Ваулин": с 1916 г. на заводе наладили выпуск снарядов для фронта, а в 1917 г. в огне пожара погибло все оборудование и производство было ликвидировано (24). По этим причинам майоликовая отделка интерьера не была закончена.

В конце 1917 г. завод "Сан-Галли" изготовил чугунную решетку для ограды. В 1918 г. продолжались работы по замене временного остекления на постоянное (оплата счетов Стекольно-промышленного общества 10 апреля - 4.000 руб., 10 сентября - 4.500, 19 октября -5.000 и 10 декабря - 40.000 руб.). В конце года расчетные счета Соборной Мечети в Азовско-Донском и Волжско-Камском банках были арестованы Совнаркомом, все работы прекратились.
Регистрация Советской властью мусульманской "двадцатки" в Петрограде была приурочена к 30 апреля 1920 года, когда с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамадан в Соборной Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала - последний подарок Эмира Бухарского; площадью около 400 кв.м, ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.

В беспощадном омуте событий сплелись судьбы людей и зданий: еще в 1914 г. ушел из жизни Александр Иванович фон Гоген, в 1919 г. Николай Васильевич Васильев с женой уехал в Крым к архитектору Юрию Федоровичу Стравинскому, затем - в эмиграцию. Около Мечети остался лишь Стефан Самойлович Кричинский. Есть основания предполагать, что в 1923 г. он был расстрелян вместе с наиболее активно сопротивлявшейся режиму частью "двадцатки" мусульманской общины Петрограда.


http://www.citywalls.ru/house5457.html





Особняк Ксешинской.
Стиль: модерн.
Архитекторы: 1906 - арх. фон Гоген Александр Иванович
1905-1906 - арх. Дмитриев Александр Иванович -интерьеры зала и гостиной
Внешний облик здания дошел до нас практически без изменений. За время послереволюционых событий почти полностью исчезли первоначальные интерьеры особняка и его мебель

http://www.citywalls.ru/house3962.html







Соловецкий камень в — памятник жертвам политических репрессий в СССР, находящийся на Троицкой площади Петроградской стороны.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловецкий_камень_(Санкт-Петербург)
Опять же - в этом году побывала на Соловках.


Читала Википедию об этом памятнике, стало интересно про место.
Троицкая площадь — старейшая площадь Санкт-Петербурга. Возникла в начале XVIII века на Городском (ныне Петроградском) острове. На ней находился деревянный Троице-Петровский собор, который и дал название площади (снесён в 1933 году).

Тро́ице-Петро́вский собо́р (Петровская церковь Святой Троицы) — первая церковь Санкт-Петербурга, давшая название его первой площади, бывшей центром городской жизни (Троицкую церковь окружали главные государственные и коммерческие учреждения).
Основан в 1709 году. Пётр I постоянно лично заботился о храме и даже принимал участие в его обустройстве собственноручно.
Собор неоднократно перестраивался из-за пожаров. Окончательно разрушен советской властью в 1933 году.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Троице-Петровский_собор

Из википедии же фото того Собора (дореволюционный снимок):


Для расположения Соловецкого камня выбрали сквер рядом с Домом политкаторжан - жилой дом эпохи конструктивизма.

Построен в 1931—1933 годах по проекту архитекторов Г. А. Симонова, П. В. Абросимова и А. Ф. Хрякова для Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Один из первых домов-коммун в Ленинграде. Состоит из трёх шести- и семиэтажных корпусов. расположенных незамкнутым прямоугольным треугольником, вмещающих 200 квартир. В корпусах галерейного типа — гипотенузе и катете этого треугольника, выходящем на Петровскую набережную, — размещены двухкомнатные квартиры, а в корпусе секционного типа — катете, выходящем на Троицкую площадь, — трёхкомнатные, причём ёмкость квартир предполагалась из расчёта одного человека на комнату
В расчёте на общественное питание в квартирах предусматривались лишь кухни-шкафы. В первых этажах находились зрительный зал и столовая, был свой детский сад, библиотека, клуб, солярий, гаражи. В дальнейшем квартиры были перепланированы, каждая получила нормальную кухню. Главный — выходящий на Троицкую площадь — фасад несёт на себе отпечаток супрематических композиций.

В память о многочисленных репрессированных обитателях дома в сквере на Троицкой площади в 1990 году был установлен Соловецкий камень, а на доме во дворе - мемориальная доска; автор Богомолов, сын Богомолова Ивана Дмитриевича, члена общества Политкаторжан и ссыльнопоселенцев и Шлиссельбургского землячества, расстрелянного в сентябре 1938 года.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом_политкаторжан

Про Дом политкаторжан прочитала лишь уже в Москве.
Так что продолжаю информацию и фотографии из инета брать.
http://www.citywalls.ru/house7234.html





Мемориальная доска. Политкаторжане, а потом ещё и репрессированные...


А я иду по скверу. Никого вот вообще. Утром 2-го января-то!!



И машин практически нет. Щщщастье!


Около этих львов спустилась прямо к Неве.
Ши-цза́ (Ши-дза́)пара гранитных мифологических львов-стражей, установленных при спуске к Неве на Петровской набережной в Санкт-Петербурге. Скульптуры имеют высоту 4,5 м и вес 2,5 т каждая. На обоих постаментах высечена надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году. Дар генерала от инфантерии Н. И. Гродекова».
В Китае такие скульптуры устанавливают парами по обе стороны от входа в храм, дворец, на кладбище. Они изображают льва и львицу, охраняющих вход. Лев в лапе держит шар, символизирующий буддийское знание, несущий свет во тьму и могущий исполнять желания. Львица придерживает лапой львёнка.

Ши-цза были изготовлены в начале XX века из маньчжурского гранита в городе Гирине специально для кумирни (небольшой храм-молельня) генерала Чана, но после внезапной смерти Чана в 1904 году, вновь назначенный губернатор города подарил их помощнику приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекову. Гродеков решил передать эти скульптуры в дар Петербургу и, оплатив транспортные расходы, перевёз скульптуры по железной дороге до Владивостока, а оттуда на пароходе «Соперник» — в Санкт-Петербург.

Прибывшие в сентябре 1907 года китайские ши-цза было решено установить на недавно реконструированной Петровской набережной, которая только в 1901—1903 годах была облицована гранитом. Изготовление постаментов и установку скульптур курировал архитектор Л. Н. Бенуа.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ши-цза_(Санкт-Петербург)



Памятник Георгию Товстоногову в Сквере Товстоногова.
7 октября 2010 года в сквере был открыт памятник маэстро работы скульптора Ивана Корнеева и архитектора Вячеслава Бухаева
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сквер_Товстоногова



Отсюда можно было бы сгонять к Дому с Троллями. Но отказалась. Крюк делать.
Доходный дом В. А. Буксгевдена
Год постройки: 1912-1913
Стиль: Модерн
1912-1913 - гр. инж. Хржонстовский Георгий Павлович
http://www.citywalls.ru/house1098.html







Я же возвращаюсь обратно к метро Горьковская.
По-моему эти ворота принадлежат особняку Ксешинской. Либо соседнему дому.


Ограда уж точно принадлежит этому особняку



ох ты ж! Какая змейка на заборе.

Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1339369.html
Tags: История, Модерн, Памятники, Питер-январь2018, Я фотограф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments