akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Categories:

Соловки-2017. Часть 12-я. Остров Анзер (для нас - Лисий остров)

Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1286545.html

Утром у Элли все увидели пластырь на щёчке. Да, барышни-то они барышни, но и разборки среди наших троих собачек случались. Вот последствия одной из них. Боевая рана:


На остров Анзер мы, разумеется, добирались на катере. И вот если на Заяцкий остров собак-таки пустили, то на Анзер - нет.
Они остались на берегу.
Алекс и три дамы!
На Анзере они не побывают


Катер шёл, петляя между островками и полуостровками Соловецкого острова.











В конце XVI века на острове Анзер существовало небольшое поселение солеваров и рыбаков, трудившихся на монастырских варницах и рыболовных тонях. Для их окормления в 1583 по распоряжению игумена Иакова на остров была перенесена, построенная ранее деревянная Николаевская церковь. По сохранившимся сведеньям, игумен предполагал основать на острове отдельный монастырь, но по неизвестным причинам ему было это запрещено грамотой царя Фёдор Иванович от 1596 года. Так как в начале XVII века варницы были закрыты, то к этому времени остров не имел постоянного населения и лишь периодически посещался рыбаками.

В начале XVII столетия, видимо из-за ограниченного количества дров для солеварения, остров опустел и стал привлекать внимание любителей пустынножительства. Первым и самым известным из них стал соловецкий постриженник Елеазар.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Свято-Троицкий_анзерский_скит

Мы высадились на такой вот понтонный причал, и катер ушёл ждать нас в другую бухту. Мы протопаем по острову 10 км.
К нашей группе присоединились ещё двое. Про девушку я не очень поняла, а парень - паломничество совершает


Старая картинка приачла, куда приходили лодки с Соловецкого острова. Это мыс Кеньга


Именно тут самое малое расстояние между Соловецким и Анзерским островами - 5 км.
На том берегу посёлок Реболда - там добывают водоросли. Вообще-то мы должны были до этого места в следующие дни на великах доехать., но из-за дождей планы поменяли. На Реболде мы так и не побывали.
Вот тут я нашла отчёт о поездке в это местечко:
https://bathet.livejournal.com/70134.html


Сейчас остров принадлежит монастырю. Это святая святых соловков. Тут располагаются два скита, постоянно живут 14 монахов (ну или около того), даже зимой, хоть тут сообщкния с другими островами нет. Женщинам на этом острове бывать можно, но ночевать нельзя.



Дорог тут немного, но вот от примчалов до скитов построены. Досками выложены.




А вот появился один из двух скитов. Свято-Троицкий


Осенью 1612 года на Анзере у озера Круглого, по благословению игумена Иринарха, стремясь «имети житие пустынное», обосновался постриженник Соловецкого монастыря Елеазар. Живя на острове в уединении, Елеазар занимался изготовлением деревянной посуды, которую он ставил у пристани. Пользовавшиеся ей купцы и моряки, взамен оставляли преподобному хлеб и другие припасы. В Соловецком патерике упоминается, что в 1616 году Елеазар встретился на острове с иеромонахом Фирсом и принял от него пострижение в схиму. Когда рядом стали селиться другие монахи, искавшие уединённой жизни, соловецкий подвижник переселился на другое место, недалеко от Троицкой губы, радом с обветшавшей церковью во имя Николая Чудотворца.

В 1620 году патриарх Филарет, извещённый о существовании на острове Анзер отшельнической общины, выдал грамоту на основание скита и строительство деревянной церкви с двумя престолами: в честь Живоначальной Троицы и «государева царева ангела» — Михаила Малеина. Для освящённой в 1621 церкви царь Михаил Фёдорович пожертвовал утварь и определил монахам «ружное жалование» — «по 3 четверти ржаной муки в год, по осмине солоду ячменного и по осмине овса» и по 1 рублю 50 копеек каждому. Место размещения скита было выбрано самим игуменом Иринархом не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, увидели здесь знамение — «столп огнен, до небес восходящ».

Первым строителем обители был назначен иеромонах Варлаам, с 1624 года скитом руководит преподобный Елиазар. Для насельников им был введён устав по образцу «древних отец скитских, еже комуждо особь келия, и пища, и молчание». Одним из образцов для него послужил «Устав скитской жизни» преподобного Нила Сорского. Все монахи Анзеровского скита имели отдельные кельи, располагавшиеся на расстоянии одной версты друг от друга, и собирались в церкви только в дни больших праздников и воскресные богослужения. Помимо обычных правил, каждый монах ежедневно читал каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу-хранителю, Акафист, 4 кафизмы из Псалтири, 600 молитв Иисусовых, клал 300 земных поклонов. В отличие от правил установленных Нилом Сорским, в обители разрешалось пострижение в монахи, принималась любая милостыня. По указу царя, летом 1633 года, скит получил независимость от Соловецкой обители, став самостоятельным монастырём. Братии разрешалось выбирать строителя из своей среды.

В Анзерском монастыре в 1635 году принял постриг и был насельником до 1639 года Никита Минов, впоследствии — патриарх Никон. Несмотря на случившийся у него конфликт с Елеазаром Анзерским, приведший к бегству будущего патриарха в Кожеозерский монастырь, Никон в дальнейшем покровительствовал монастырю, в том числе исходатайствовав в 1655 году у царя увеличение жалования монахам и дополнительный ежегодный отпуск различных припасов для обители.

Во время Соловецкого восстания 1668—1676 годов Анзерский монастырь снабжал восставший Соловецкую обитель продовольствием. В июне 1674 года анзерские старцы Авраамий и Александр с иеродиаконом Питиримом совершили последнюю попытку урегулировать конфликт мирным путём, выступив посредниками в переговорах воеводы И. А. Мещеринова с затворившимися в Соловецком кремле восставшими. После поражения восстания Анзер подвергся разорению, братия покинула остров. В 1682 году по распоряжению холмогорского епископа Афанасия Анзерский монастырь утратил самостоятельность, был снова обращён в скит и приписан к Соловецкой обители.

Новый виток в духовном и материальном развитии Анзеровского скита произошёл начиная с 1706 года, когда в него, по благословению соловецкого архимандрита Фирса, был назначен новый строитель — монах Иов (в схиме — Иисус Анзерский). Под его началом был возрождён скитский устав, проведён ремонт старых строений, восстановлена библиотека пустыни.

В 1729—1730 годах в скиту была построена новая деревянная церковь во имя Зосимы и Савватия Соловецких в которую из старого Троицкого храма были перенесены приделы Михаила Малеина и иконы Божией Матери «Знамение». В 1740—1743 (при скитостроителе Глебе) на месте разобранной обветшавшей Троицкой церкви приезжими мастерами Ф. Ивановым и Я. Прокофьевым был построен новый каменный храм.

В 1803 к храму был пристроен каменный двухэтажный братский корпус с колокольней над ним, в 1843 году — новый просторный жилой корпус. В 1829—1837 построены двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1880—1884 годах Троицкая церковь была вновь перестроена по проекту архангельского архитектора Г. Введенского, приняв свой окончательный современный вид.[3]

После закрытия Соловецкой обители в 1924 году на Анзере было организовано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Троицкий скит стал административным центром Анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. В 1929—1931 годах в келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей. В 1939 году Соловецкая тюрьма ОГПУ была упразднена, скит был заброшен.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Свято-Троицкий_анзерский_скит





Храм воссстанавливают. Зашли мы и в него. Вместе с нами оказалась группа паломников, там молитвы читали. Потом та группа ушла, но и "наш" паломник тоже прочитал молитву, всё же в святом месте


Росписей в храме не сохранилось вот вообще никаких. но удивил огромный постер во всю стену Троицы Рублёва..


Недалеко отсюда располагалась Троицкая спасательная танция. Онаещё при монахах была создана для проходивших мимо судов. Когда тут был СЛОН, то на тот мыс отправляли высшее духовенство,но функцию спасательной станции вроде тоже выполняли.
Вот нашла отчёт о ней - фото современые, а текст - выдержки из отчётов о посещениее 1896 и 1903 годов:
http://kamelopardalis.livejournal.com/8552.html

Наш гид Александра рассказала, что пару лет назад на этот остров приехали иностранцы. То ли французы. то ли ещё кто.. Оказывается. снимают фильм и собирают информацию об одном бывшем узнике СЛОНа, которого на тот мыс сослали. Был он священник (латыш, вроде), но католический. После освобождения он оказался в Европе, там продолжал свою христианскую деятеоьность. Его либо уже канонизировали, либо собираются. И вот снимали фильм.
Опять же - если правильно нашла, то этот священник - Болеслав Слосканс
https://ru.wikipedia.org/wiki/Слосканс,_Болеслав

У нас привал около часовенки, тут прямо оборужована палатка для отдыха паломников - можно перекусить, опять же туалеты есть.
Но и место живописное!







Но пора дальше идти. Ко второму скиту.
Лисички!!!!!


Только-только вылезли!


Александра нас остановила на богородичном лугу, где было видение Богородицы.
Но слушать мы её быстро перестали, ибо на лугу появилась лиса!


Причём мы ей были абсолютно по фиг - она явно охотилась на кого-то более вкусного!


Но вот заметила нас.


Идет в обход


Слияние с местностью


А ей, между прочим, вкусняшку предлагают!


Почувствуй себя звездой!


Ну, как такое чудо не пофотографировать?!!











Вкусняшками приманивают!










Но надо ж уже идти дальше


Лес сказочный!


Грязь - тоже


Дикая орхидея. Вроде бы это яртышник пятнистый.
Ятрышник пятнистый применяют как стимулирующее средство при половом бессилии, как противоядие при отравлениях ядами прижигающего действия. В тибетской медицине используется как стимулирующее центральную нервную систему, общеукрепляющее средство, способствующее долголетию, а в народной медицине - как противоопухолевое средство и при зубной боли.
https://econet.ru/articles/64479-dikie-orhidei-kotorye-rastut-ryadom-s-nami


Всё - грибники попали! Кругом тьма лисчек. Но ладно б это были уже подрощенные лисы, это лисичечки! Пока эти семечки собирёшь! А пройти мимо не могут!!!!!



Ну, это лисий остров как есть! И лисы, и лисички!!



И сказочная природа




Пришли на Елиазарову пустынь


Елеаза́рова пу́стынь — пустынь Соловецкого монастыря, основанный в начале XIX века на месте первого поселения на острове Анзер преподобного Елеазара Анзерского.

Согласно агиографическим сведениям в 1612 году инок Елеазар, ища уединения для молитвы, удалился из монастыря на остров Анзер, где первоначально поселился на небольшой горе у озера, названного впоследствии Большим Елеазаровым. На этом месте он срубил для себя небольшую келию и поставил крест. Для того, чтобы обрести средства к жизни, Елеазар вырезал из дерева различную посуду, которую обменивал у приезжавших рыбаков на продукты питания. Здесь же, в 1616 году, он принял схиму. Ещё через четыре года преподобный Елеазар переселился на берег морской губы, впоследствии получившей название Троицкой, где положил начало строительству Троицкому Анзерскому скиту. На долгое время пустынь была забыта монахами.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Елеазарова_пустынь


Тут же  открывается прекрасный вид на Голгофо-распятский скит. Зум, конечно, но вид шикарный!



Спустились от пустыни - тут подаренный анзеру крест, не местным мастером сделанный. Изображать распятие тут не принято


Прошли ещё дальше.
И тут крест стоит. Все же очень необычные кресты на соловках







И отсюда вид на Голгофо-распятский скит



История этого скита:
18 июня 1712 года преподобный Иов Анзерский находился у пустынника иеродиакона Паисия, который жил у подножия высокой горы. На этой горе часто пребывал в уединении преподобный Елеазар. После беседы с Паисием прп. Иов пожелал побыть в одиночестве, и отец Паисий отвел его в особую келью. До самой ночи прп. Иов молился и читал псалмы с коленопреклонением. И вдруг увидел в келье необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу, а с Нею преподобного Елеазара Анзерского. В благоговейном страхе он поклонился видению до земли. При этом услышал голос Царицы Небесной: «Эта гора отныне называется второю Голгофою; при ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит для тебя с двумя учениками, схимонахом Матфием и монахом Макарием, скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами вовеки». С этими словами видение кончилось, но послышался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест!» 29 июня, в праздник святых апостолов Петра и Павла, прп. Иов пришел с учениками Матфием и Макарием из Анзерского скита на гору Голгофу, освятил гору и поставил крест. Вслед за этим была построена церковь. С этого времени преподобный Иов начал заботиться об устроении скита.
http://journalpp.ru/300-лет-анзернскому-чуду/#sthash.k7VQE3jS.dpbs

Вот гора и была названа Голгофой. Кстати, в схиме именем Иова станет Иисус.

Вот мы у подножия горы Голгофа


Здесь источников питьевой воды нет - её привозят. Кстати, тут есть машины. Номер у них простой АНЗЕР. Интересно, а дорожная полиция здесь бдит? За превышение скорости не штрафует?


Видение Иову Богоматери и Елиазара. И скит наверху - Голгофо-Распятский


Котики есть и на Анзере! Этот стаааааренький уже


Церковь у подножия и сам Голгофо-Распятский скит


Во времена СЛОНа на Анзер отвозили забеременевших женщин рожать. Конечно, отношения были под строгим запретом, но люди всё равно ухитрялись видиться. К тому же изнасилования также никто предотвращать не мог. не хотел и не собирался. Детишки рождались на этом острове. Коенчно, от матерей они забирались, потом шли в детские дома, найти сведения о своих родных отцах=матерях уже никогда не могли. Александра рассказала, что недавно тут приезжал один турист, так сказал, что у его место рождения стоит Анзер. Но никакой подробной информации, кто были его родители он тоже не смог.


Несколько раз в лагере бушевали эпидемии тифа. Так сюда свозили заболевших для "лечения", но точнее умирать. Сюда, на Голгофу. Среди нашедших тут свою смерть был и Пётр Зверев. Священник. Архиепископ.
Был отправлен для отбытия наказания в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Исполнял обязанности счетовода на продовольственном складе, где для пресечения воровства состояло только православное духовенство. У него была возможность служить в уцелевшей церкви Онуфрия Великого. Строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу.
После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) был избран ссыльными архиереями главой соловецкого православного духовенства. Возглавлял тайные богослужения, а после того как у духовенства был отобран антиминс, службы совершались на груди у архиепископа Петра.
Был отправлен в штрафной изолятор на Заяцких островах. Писатель Олег Волков, также бывший соловецким узником, вспоминал:
«То была месть человеку, поднявшемуся над суетой преследований и унижений. Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он и с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издевку над заключенными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением. Если ему случалось проходить мимо большого начальства, оно, завидев его издали, отворачивалось, будто не замечая православного епископа — ничтожного „зека“… Начальники в зеркально начищенных сапогах и ловко сидящих френчах принимали независимые позы: они пасовали перед достойным спокойствием архиепископа. Оно их принижало. И брала досада на собственное малодушие, заставлявшее отводить глаза… Преосвященный Пётр медленно шествовал мимо, легко опираясь на посох и не склоняя головы. И на фоне древних монастырских стен это выглядело пророческим видением: уходящая фигура пастыря, словно покидающего землю, на которой утвердилось торжествующее насилие… Епископа Петра схватили особенно грубо, словно сопротивляющегося преступника. И отправили на те же Зайчики…».
В этот период владыка написал Акафист преподобному Герману Соловецкому.
Заболел тифом и в январе 1929 года был помещён в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. Там же, проболев две недели, скончался. Перед смертью написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». Вопреки запрещениям начальства, его облачили в мантию и клобук, надели омофор, вложили в руки крест, чётки, Евангелие и совершили отпевание. На могиле был поставлен крест.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_(Зверев)

Кстати, облачение для похорон его с Соловецкого передал Георгий Осоргин - о нём уже упоминалось ранее. во время экскурсии по монастырю. А для архиепископа умереть на Голгофе.. знаково всё же..


Старые могильные плиты



Дорога на Голгофу.



Берёза в форме креста растёт. Уж при помощи человека ли, али природа так решила, но вот на Голгофе такое чудо.


Церковь Распятия Господня


Отдых после подьёма!


А вид-то с горы какой!


Я далека довольно от религии. Даты знаю лишь основные. И не знала, что 7 августа усыпение праведной Анны, матери Богородицы. Но у меня есть подруга Анна, проблемы у неё с детьми - болеют.. Всё вспоминала я её. И вот на Голгофе Анзера, где дети СЛОНа рождались я захожу в церковь и вижу вынесенную икону Анна с богородицей на руках.


А около церкви анютины глазки!




Крест внизу - церковь рядом скрыта деревьями




Как же прекрасно с высоты любоваться островом.




Но пора уже направляться к причалу.




Ковер же просто! Мягонький!




Кто здесь?


Наш лисий остров - очередная лисичка за подкормкой вышла




Ей даже вкусняшку какую-то выдали


С ней она и удалилась



И вот мы вышли к морю! Ну, чем не Мальдивы?!


Все идут - ножки мочат в морской водичке.. И ничего что в ножки в сапогах.



Здесь причал деревянный, добротный.. Но катер к нему подойти не может. Нас партиями сажали в лодку моторную и довозили до катера


Я была в первой партии





Лодка за второй партией ушла







Погода была прекрасная! Народ загорал во время пути обратно. Но меня сморило - я дрыхла в каюте..
А Соловецкий встретил нас туманом.. Мне в магазин нужно было, обошла вокруг монастыря - так такую красоту туманную нафотографировала!


Кто украл монастырь?!! Стоял же!








Туман сказочность навевает




Шлюз



Прошла мимо вот такой иконы в чистом поле.. Только позже меня осенит, что именно здесь было кладбище и на этом месте стояла церковь, где разрешали проводить службы священникам во времена СЛОНа.



И три могилы - захороения уже нового времени


И растет ведь!





Развалины электростанции и речка



А над бухтой сквозь туман прорывается солнце!


И тут мимо меня проезжает девчонка на велике! С парусом!!!!!!! Я, конечно, понимаю,что тут море и моряки, но такого девайса не втречала!!!




А солнце где-то уже прорвалось - на морской глади уже светящееся пятно есть



Теперь и нам видно


Красота!




Подошла и к памятнику юнгам.




А около палаточного лагеря увидела вот такую надпись:




Повеселитесь, играя! Только во что это играть?.......


Наш боцман! Не.. кок!



Вечером вновь посиделки и сушилки около костра.
Тельняшечка, недорого! Подходим!!


Ещё из звучавших песен
"Сказки черного города" - Часовщик


Александр Розенбаум - Братан


Продолжение следует
https://akostra.livejournal.com/1291181.html

Tags: Барды, Приключения, Путешествия, Рокальтернатива, Русская музыка, Соловки-2017, Я фотограф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments