http://moscowwalking.ru/
http://moscowwalking.ru/guide/
Давно хотела на экскурсию по Хитровке.
Ещё после прогулки по Покровским дворикам, где я узнала о существовании галдареек.
https://akostra.livejournal.com/1137319.html
Опять же романы Акунина..
Была на экскурсии "Мистическая Москва", так тоже вышли на Хитровскую площадь и Ивановскую горку с рассказом о Салтычихе. https://akostra.livejournal.com/1273896.html
Потом про Салтычиху и Ивановский монастырь прочитала у Акунина же в "Кладбищенских историях", когда ехала на Соловки https://akostra.livejournal.com/1280016.html.
Короче, Хитровка постоянно всплывает.
Иоанно-Предтеченский монастырь, где Салтычиха та же содержалась.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)
Хитровка так названа была, так как эту территорию выкупил Николай Захарович Хитрово
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
На улице Забелина есть памятник Хитрово, но другому. Не одственники и вот вообще никак не пересекаются. Просто однофамильцы. И бюст одному стоит рядом с бывшими владениями другого.
Городская усадьба Н. А. Сумарокова — Н. А. Тюляевой. А первый этаж - старинные палаты!
Возвращаемся к монастырю.
Церковь Святого Владимира в Старых Садех
В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин». Новый каменный храм Святого Владимира, построенный мастером Алевизом (известен строительством Архангельского собора в Москве), был освящён в 1516 году.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%85_%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%85
Экскурсовод сказала, что каменных церквей было в те времена не так много, и что это одна из самых старинных из сохранившихся в Москве. "Конкурентка" в Высоко-Петровском монастыре. (Там я тоже была на экскурсии https://akostra.livejournal.com/1144628.html)
Мы пошли дальше по улице Забелина. И здесь я недавно бродила - шла до книжного "Гиперион", который тут за углом располагается - место колоритное!.
https://akostra.livejournal.com/1283278.html
Как оказалось, буквально напротив места, где сворачивать к магазину, располагается целый сад!
Морозовский сад, ибо принадлежал Марии Фёдоровне Морозовой - матери "того смаого" Саввы Морозова.
Интересен был рассказ и о Савве Морозове. И что он был очень долгожданным наследником. В семье дети донего были, но всё девочки. И конечно, баловали. Но вырос он неизбалованным. В управлении фабрикой, например, много для рабочих сделал. Он ввёл пособие по беременности, для каких-то профессий сократил рабочий день с обязательных для всех 12 до 8. Отправлял одарённых молодых людей учиться, в том числе и за границу.
А умер в Каннах, було ему чуть за 40. Был найден с простреленной головой, в руках браунинг, окно открыто, рядом записка. До сих пор точно не установили - самоубийство или инсценировка такового...
дом сейчас принадлежит частному лицу
Пала́ты Шу́йских (Жилой дом с палатами XVII в.) — образец жилой застройки Белого города. В конце XVI века владение предположительно принадлежало Шуйским — отсюда их часто встречающееся название, однако так называемый «двор Шуйских» принадлежал князю Ивану Михайловичу Барятинскому.
Палаты сильно выступают за красную линию Подкопаевского переулка и почти полностью занимают тротуар. Благодаря этому и природному рельефу местности палаты хорошо просматриваются даже с отдалённых точек. Существующее здание относится к разным строительным периодам. Первоначальный древнейший объём поставлен торцом к переулку (отмечен охранной доской), состоит из двух сводчатых палат и двух подвальных помещений под ними.
Первоначальный декор палат реставрирован, но благодаря поздним перестройкам обращён в интерьер существующего здания. Восстановленный декор наличников, железные оконные решётки, лопатки, профилированный цоколь относится к 1650—1670-м годам. В северо-западной части палат обнаружены следы крыльца. Стены подвальных помещений выложены из белого камня, а их своды из кирпича. Первоначально палаты были двухэтажными — об этом говорят сохранившиеся части фасада.
В начале XVIII века по линии нынешнего Подкопаевского переулка к древней части была пристроена ещё одна палата на месте крыльца, и здание в это время получило Г-образную форму.
В 1770-х годах здание было вновь перестроено, вследствие чего приобрело прямоугольную конфигурацию плана.
В начале XIX века с востока были пристроен дополнительный объём и устроены антресоли. Во втором этаже и антресолях сохранилась характерная для дворянских особняков начала XIX века планировка, а также фрагменты убранства: двери, печи, камин и наборные паркетные полы. В дворовой части сохранились старинные ворота и фрагмент первоначальной ограды.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%A8%D1%83%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях
Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:
По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.
Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».
Известен также рассказ, опубликованный Сергеем Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.
Ещё одна версия объясняет название также подкопом, — здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.
Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.
Недавние реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы.
Он сложен из так называемого Грозненского маломера, — тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.
Упоминается каменной в 1657 году.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0_%D0%B2_%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%8F%D1%85#.D0.9F.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.81.D1.85.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.BD.D0.B0.D0.B7.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F
И вот мы на Хитровской полщади.
Хитрово здесь купил и перестроил дом.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%A5%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE
Фото из инета, мы к дому во время экскурсии не подходили
А в медальонах свои портреты расположил. Анфас и профиль!
А рядом построил торговые ряды и обустроил площадь "для прогулок". Площадь хотел подарить Москве, так еле уговорил чиновников принять дар, мол, морока чиновничья при передаче.
Но "просто" площадью Хитровка пробыла недолго.
Торговые ряды ночлежками, в них обосновались трактиры, после 1861-го года тут сделали "биржу труда" для крестьян, которые ен смогли себя и свою семью прокормить на "своих" участках после реформы. Они приезжали в города на заработки. И вот именно на этой площади они могли найти работодателя. Тут собиралось по 5-10 тысяч в день.
https://moskvarius.livejournal.com/124965.html
В том маленьком здании располагался трактир "Пересыльный"
В этом здании изначально торговые ряды и располагались. И судя по всему, изначально были двухэтажными, а то и оноэтажными - сейчас торговые отсеки заложены, третй этаж точно достроен. А позже тут располагался трактир "Сибирь"
Дом-утюг. Квартал Кулаковка. Здание странное - был построен как доходный дом, но вход в него лишь один - с площади, как раз на нас смотрит. Зато внутри от этого входа масса коридоров и лестниц расходится. Раздолье для воришек, которые забегали в дом с целью скрыться от преследователей. Воры тут местные, легко скрывались..
Тут же жили "пилигримы несуществующих монастырей" - попрошайки, косящие под странников.
"Здоровеннейшие, опухшие от пьянства детины с косматыми бородами; сальные волосы по плечам лежат, ни гребня, ни мыла они никогда не видывали. Это монахи небывалых монастырей, пилигримы, которые век свой ходят от Хитровки до церковной паперти или до замоскворецких купчих и обратно. После пьяной ночи такой страховидный дядя вылезает из-под нар, просит в кредит у съемщика стакан сивухи, облекается в страннический подрясник, за плечи ранец, набитый тряпьем, на голову скуфейку и босиком, иногда даже зимой по снегу, для доказательства своей святости, шагает за сбором."
Из Гиляровского, как я поняла
https://anothercity.livejournal.com/1300469.html?thread=8251637
Именно это место дало название ещё одному понятию - волки сухого оврага. За убийства и прочие серьёзные преступления людям выдавали "волчий паспорт" с запретом селиться в крупных городах. Сюда такие товарищи прибывали и жили нелегально.
Дом Ярошенко с трактиром "Каторга"
Заходим во дворик. Вновь часть старинных палат
А израсцы цветные! Не копейки стоили!
клеймо на кирпиче.
Дом с галдарейками.
А тут галдарейки первого этажа уже замурованы полностью, на втором ярусе все ж корилор сохранён
Идём обратно. Какие разнокалиберные окна!
Вот тут нашла изображения этого дворика
https://anothercity.livejournal.com/1300469.html?thread=8251637
По той же ссылке упоминается, что в этом же дворе снималась и сцена из фильма "Брат-2". Ну, Сергея Бодрова и Кирилла Пирогова очень люблю, так что кадр с ними всегда рада вставить:
Крайний дом на площади. Там обитали "Раки". Портные, пропившие и свою одежду. Сидели, не вылезая, из комнат. Но зато именно им приносили перешивать краденое. Понятное дело, работа была на скорость, и оплачивалась неплохо. На этот заработок покупалась выпивка.
Возле площади, на Хитровском переулке, находится бывшая усадьба Лопухиных-Волконских-Кирьяковых. Здесь жили портные, которые перешивали награбленное.
"Их звали «раками», потому что они, голые, пропившие последнюю рубаху, из своих нор никогда и никуда не выходили. Работали день и ночь, перешивая тряпье для базара, вечно с похмелья, в отрепьях, босые. А заработок часто бывал хороший. Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.
— Эй, вставай, ребята, на работу! — кричит разбуженный съемщик.
Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны.
Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них — шапки и картузы."
https://anothercity.livejournal.com/1300469.html?thread=8251637
НА площади есть ещё дом Бунина. Во дворе этого дома тоже сохранилась галдарейка.
Взрослым тут выживать было трудно, что говорить о детях. смертность детская была 90%.
Дети в Хитровке были в цене: их сдавали с грудного возраста в аренду, чуть не с аукциона, нищим. И грязная баба, нередко со следами ужасной болезни, брала несчастного ребенка, совала ему в рот соску из грязной тряпки с нажеванным хлебом и тащила его на холодную улицу. Ребенок, целый день мокрый и грязный, лежал у нее на руках, отравляясь соской, и стонал от холода, голода и постоянных болей в желудке, вызывая участие у прохожих к «бедной матери несчастного сироты». Бывали случаи, что дитя утром умирало на руках нищей, и она, не желая потерять день, ходила с ним до ночи за подаянием. Двухлетних водили за ручку, а трехлеток уже сам приучался «стрелять».
На последней неделе великого поста грудной ребенок «покрикастее» ходил по четвертаку в день, а трехлеток — по гривеннику. Пятилетки бегали сами и приносили тятькам, мамкам, дяденькам и тетенькам «на пропой души» гривенник, а то и пятиалтынный. Чем больше становились дети, тем больше с них требовали родители и тем меньше им подавали прохожие.
Нищенствуя, детям приходилось снимать зимой обувь и отдавать ее караульщику за углом, а самим босиком метаться по снегу около выходов из трактиров и ресторанов. Приходилось добывать деньги всеми способами, чтобы дома, вернувшись без двугривенного, не быть избитым. Мальчишки, кроме того, стояли «на стреме», когда взрослые воровали, и в то же время сами подучивались у взрослых «работе».
Бывало, что босяки, рожденные на Хитровке, на ней и доживали до седых волос, исчезая временно на отсидку в тюрьму или дальнюю ссылку. Это мальчики.
Положение девочек было еще ужаснее. Им оставалось одно: продавать себя пьяным развратникам. Десятилетние пьяные проститутки были не редкость.
http://www.liveinternet.ru/users/1298624/post302854042/
Экскурсовод рассказала, что дети босиком бегали по снегу, прося милостыню, а за углом стоял взрослый с ботиночками. Так если ребёнок приносил денюжку,то мог погреться немного в ботиночках.
Зачаровала церковь - Храм Трёх Святителей на Кулишках
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A2%D1%80%D1%91%D1%85_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%85
Напротив церкви во дворах жила в своё время Софья Кувшинникова - муза Левитана. Он практически никогда не рисовал портреты - пейзажист же! Но её нарисовал:
Она явилась прототипом главной героини для "Попрыгуньи" Чехова.
«Поначалу отношения между Софьей Петровной и Антоном Павловичем складывались самые дружеские. Правда, Чехов относился к Софье Петровне несколько насмешливо, называя её „Сафо“. Они часто встречались. А 21 апреля 1890 года Чехова, уезжавшего на Сахалин, до Троице-Сергиевой лавры провожали его, надо полагать, лучшие друзья — Левитан и Кувшинникова.
Была год назад на Сахалине, так там целый музей есть, посвящённый кнгиге Чехова о Сахалине
https://akostra.livejournal.com/1185529.html
Но уже тогда отношения между ними изменились, повеяло явным холодком. Не об этом ли говорит надпись, которую Антон Павлович сделал на отдельном издании повести „Дуэль“: „Софье Петровне Кувшинниковой от опального, но неизменно преданного автора“».
Поводом для разрыва послужил скандал — Кувшинников, Софья Петровна и Левитан стали прототипами известного рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». Рассказ воспринялся совершенно справедливо, как пасквиль или ревнивая месть, и бурно обсуждался в обществе.
Михаил Чехов вспоминал: «Обыкновенно летом московские художники отправлялись на этюды то на Волгу, то в Саввинскую слободу около Звенигорода, и жили там коммуной целыми месяцами. Левитан уехал на Волгу и… с ним вместе отправилась туда и Софья Петровна. Она прожила на Волге целое лето; на другой год, всё с тем же Левитаном, как его ученица. Среди наших друзей и знакомых уже стали определённо поговаривать о том, о чём следовало бы молчать. Стало казаться, что муж догадывался и молча переносил свои страдания. По-видимому, и Антон Павлович осуждал в душе Софью Петровну. В конце концов он не удержался и написал рассказ „Попрыгунья“, в котором вывел всех перечисленных лиц. Смерть Дымова в этом произведении, конечно, придумана. Появление этого рассказа в печати подняло большие толки среди знакомых».
По свидетельству современников, знавших Кувшинникову, Софья Петровна была «гораздо глубже своей героини». Её занятия музыкой и особенно живописью были не столь поверхностными, как у Ольги Ивановны; Софья Петровна участвовала в выставках, одна из её работ была приобретена Павлом Третьяковым. Однако Чехов, бывавший у Кувшинниковых, считал, что интерьер квартиры, наличие в ней «музейного чучела с алебардой, щитов и вееров на стенах» характеризуют хозяйку не самым лучшим образом.
Поневоле оказавшись включённым в «романтический треугольник», Кувшинников вёл себя точно так же, как Дымов в «Попрыгунье»; догадываясь об отношениях жены и Левитана, он «молча переносил свои страдания» или, как утверждала Софья Петровна, «бескорыстно, отрешась от своего я, умел любить»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Кстати, Кувшинников тоже запечетлён русским известным художником.
Реиин "Охотники на привале" - тот, кто рассказывает.
А вот ещё картина, посвящёнаая Хитровке.
Маковский "Ночлежники"
Есть предположение. что с папкой - это художник Саврасов.
Он после написания картины "грачи прилетели" стал одержим этим шедевром. Что теперь надо как минимум такого же уровня рисовать картины. Стал ещё больше рисовать, но шедевров по его мнению не выходило, начал спиваться. От него ушла жена и дети. Он оказался в ночлежке на Хитровке. Умер уже в приюте.