http://akostra.livejournal.com/1285493.html
После прогулке на лодках по озёрам нас ждал обед.
Готовка ложилась на плечи инструкторов, но самым колоритным поваром был Стёпа,
Настя его почему-то упорно называла Славой, хотя знакомы уже довольно давно. И подозревать, что она не знает его имени, явно не стоит. Но Слава - и всё! По-моему Стёпе уже проще паспорт поменять :-))))
Кулинар и всеобщий любимец!!
http://cityescape.ru/privet-s-soloveckix-ostrovov/
А это Настя выложила коллективное фото в наш велопоход!
https://vk.com/id81199172?w=wall81199172_1236%2Fall
А после обеда СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ!!!!!!!
Мы с Настей устроили банный день.
Вообще мы жили в обустроенной лагере. За проживание платили. Были туалеты. Ими бывалые пугали, но оказалось всё не так уж и страшно. Возможно, за ними стали следить попристальнее.
Всех умилял девайс - веничек в каждой кабинке. Но галвное - инструкция!
(за фото спасибо Ире и Ане!)
А вообще инфраструктура тут платная. Спасибо туалет включён в обслуживание :-)))
а так душ 200 руб., фен 50 руб, одна зарядка чего-нить 50 руб.
Поэтому в душ сходить 250 рэ выложи. Уже посещавшие нас выдали инструкцию. НАдо идти в 1-ю или 4-ю кабинку. Да, по факту - душ на улице. Заходишь с улицы и прямо уже в саму кабинку. Но есть и шторка, чтобы не забрызгать одежду, но и дверь не глухая. Это я к чему рассказываю - когда на улице плюс 30, это одно, но было стрёмно в 12 градусов. Но вода сама была горячая, так что никакой холод с улица щастья от повымки испорить не мог.
Вечером же факультативно был поход в Морской музей. Монастырь, СЛОН, лабиринты, но ведь была история и между лабиринтами и монастырём. Монахи пришли, может, и не в прям обжитые, но всё же обитаемые места. Поморы. Как они тут жили-выживали?
К музею идти в обход по набережной бухты. Зато можно полюбоваться на монастырь с противоположного берега.
Зашли в музей, видим табличку.
Согласно инструкции смотрим в низ! Там стоит кораблик.
Вот тут информация о ней
http://museum.solovki.info/?action=page&id=25
К нам подошёл наш экскурсовод. Придётся признаться, что у меня либо ещё девичья память, либо страческий склероз, но по-моему зовут его Михаил, но возможно, что я спутала.
И первое, что мы сделали - вышли на улицу.
Тут выставлен киль поморского судна, предположительно, XVIII–XIX вв. Найден он в урочище Пыраниха (Никольский рукав Северной Двины в районе бывшего Николо-Корельского монастыря, в настоящее время — территория города Северодвинска).
http://museum.solovki.info/?action=page&id=24
Это поморская лодка. И тут хорошо видно, что лодки поморы ШИЛИ! Делали отверстия в досках, брали "верёвку" и именно сшивали.
А это старая смолельня, где судна просмаливали.
Это инструменты, чем делали дырочки и сшивали.
Старая фотография - процесс шитья лодки
На экскурсии рассказывали очень много инетерсного.
Поморы жили тюленьим промыслом, уходили на несколько месяцев на льды, жили там и охотились, а лодки становились домом. Ходили по северным морям тогда, когда европейцы тщетно искали проход по тем местам до Индии. Одна за другой экспедиции терпели провал, а маленькие шитые судёнышки поморов там прекрасно проходили. И периодически спасали застрявших "первопроходцев". Однако ж именно такой вот неудачливый путешественник в Индию доплыл однажды до Архангельска. Это был 1553 год, звали путешественника Ричард Ченслер. Может, не Индия, но с Россией тоже есть, чем торговать. С того момента Архангельск стал важным портом, а российско-английская торговля расцвела.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%80,_%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4
Оказывается в Москве есть музей Старый английский двор https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80.
Там располагалась резиденция английской торговой Московской компании.
А я даже и не знала! Вот надо было съездить в Соловки, чтобы узнать!
В то же время другая экспедиция, искавшая проход в Индию через Россию и Китай, погибла в устье реки Варзина, где остановлась на зимовку... Нашли эту экспедицию, точнее два корабля с трупами - поморы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B8,_%D0%A5%D1%8C%D1%8E
Интересно было послешать историю Русских северных робинзонов
Русские робинзоны на Шпицбергене.
"В 1743 году из Мезени на Шпицберген вышло русское промысловое судно. Неблагоприятные ветры прибили корабль к острову Эдж (в юго-восточной части Шпицбергена), где он вскоре был затерт льдами. Решив зазимовать, промышленники отправили на берег партию из четырех человек, во главе с кормщиком Алексеем Химковым, с целью разыскать избу, которая, по словам мезенцев, должна была находиться недалеко от того места, где льды пленили судно.
Избу эту они действительно нашли и, переночевав в ней, отправились обратно на корабль. Однако разыгравшаяся ночью жестокая буря успела за это время угнать судно: «Пришед на место, где они вышли на берег, они увидели только отверстое море и совсем не нашли льду, которым оно накануне покрыто было, но, к самому большому своему несчастию, не увидели и судна. Думать можно, что или стеснившие судно льдины разломались и, с стремлением наперши, разрушили его, или умчали его в пространное море».
Все снаряжение, которое Химков и его товарищи унесли с собой с судна, состояло из ружья, двенадцати пуль, небольшого количества пороху, топора, маленького котла, ножика, 20 фунтов муки, огнива, трута и пузырька с табаком. Промышленники, однако, не упали духом и стали деятельно готовиться к зимовке. Поправили избу, смастерили лук, с помощью которого охотились на диких оленей и песцов, нашили оленьими жилами из мехов одежды, для чего предварительно сделали иглы из железного крюка и гвоздей, найденных на берегу в плавнике.
Зима прошла благополучно, но лето не принесло избавления, — лодки у промышленников не было, ни одно судно в море не показывалось. Ведя жизнь настоящих арктических робинзонов и существуя исключительно за счет местных ресурсов, Химков и его товарищи прожили на Шпицбергене шесть лет и три месяца.
В 1749 году к острову Эдж случайно приблизилось одно русское судно, кормщик которого, Амос Корнилов (он был другом М. Ломоносова), за 80 рублей согласился доставить шпицбергенских пленников в Архангельск. Одному из матросов (Федору Веригину), однако, уже не было суждено увидеть родину: он скончался от цынги на шестом году пребывания на Шпицбергене. Остальные три промышленника вернулись в Архангельск в полном здоровье.
«В заключение сего, — оканчивает свой рассказ Ле Руа, — должен я упомянуть, что сии люди, кои столь долгое время без хлеба жили, с трудом могли оный есть. Они жаловались, что оный тяжело раздувает брюхо. То ж самое они говорили и о напитках и пили только для того чистую воду»
Два участника зимовки на острове Эдж, Степан Шарапов и Иван Химков, по возвращении на родину отправились промышлять на Новую Землю, где погибли в первую же зимовку.
http://magictaiga.com/post/id22.html
Так что ихний аглицкий Робинзон выживал на курортах тропических. Его бы на Шпицберген..
Кстати, я тоже не знала, что у Даниэля Дефо и продолжения приключений Робинзона были. И в на родину в Англию он пробирался как раз через Россию.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE
А вот Петру Первому поморские судёнышки не нраивлись. Маленькие они. Пушки не поставишь. А как без пушек флот? В общем Пётр не только боярам бороды брил, поморам он запрещал использовать их суда, а требовал в приказном порядке строить большие корабли на европейский манер.
В музее шикарная карта из дерева Севера Евразии. А красные шнурочки - морские пути
Тут виден Архангельск, а левее в петле красных шнурочков Соловецкий архепелаг (ну, тут он скорее как один остров).
А вот тут уже маштабно видны морские пути. До Новой земли из Англии добирались путешественники, а вот её пройти им не удавалось...
Но подробно изучить северный берег Российской Империи не удавалось долгое время.
Пролив между Евразией и Америкой обнаружил русский мореплаватель Дежнёв в 1648 году. Правда, отправной точкой его путешествия стал Якутск, да и он не был полностью водным. Через Колыму.
Ну, а первый сквозной проход северного пути был осуществлён ли в 1878—1879 годы — экспедиция А. Норденшёльда на барке «Вега», собранная на средства шведского короля Оскара II, О. Диксона и А. М. Сибирякова.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C
Быт поморов на промысле. На льду лодки, в которых и жили. И ведь ещё и дрова с собой на этих лодках привозили...
А это уже макет судов Петра Первого, если правильно поняла
Конечно, монастырь имел свой флот, были и знающие капитаны!
Вот есть очерк о монахе Иоанне
Василий И. Немирович-Данченко: Соловки. Богомольцы. 1874
http://www.solovki.ca/writers_023/nemirovich_02.php
Кстати, это мы всё о Севере. А вот есть, оказывается, православный храм в Антарктиде!
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D1%8B_(%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0)
Но вернёмся к поморам.
Про охоту на тюленей.
Экипировка зверобоев.
Керёжа - небольшие санки для перевроза рыбы
Море называли "изменой лютой". И конечно, молились постоянно.
В музее ещё и выставки проходят. Когда мы были в музее, это была выстовка картин Александра Баженова
"Проснулись"
Вышли из музея, а на улице дождь!!!
Рысью в лагерь!
Зато у костра музыка слышна!
"Свобода" Егора Летова!!
Это Слава у нас в гостях!
Но долго он у нас не пробыл, дела-дела.
Может, путаю уже вечера, но играла на гитаре и Наташа.
"Если у вас нету тёти"
"Мне нравится, что вы больны не мной"
Но и спать пора.. Завтра очень ранний подъём!
Продолжение:
https://akostra.livejournal.com/1290967.html