akostra (akostra) wrote,
akostra
akostra

Categories:

Италия-2017. Часть 17-я. Музеи Ватикана. Сикстинская капелла, станцы Рафаэля, лоджия Рафаэля

Предыдущая часть:
http://akostra.livejournal.com/1271763.html

В Сикстинской капелле запрещено фотографировать, но как она выглядит, думаю, все представляют.
Фотографии из инета все



Но за роспись её потолка, а чуть позже и фрески "страшный суд" Микеланджело принялся очень неохотно. Ибо он был прежде всего скульптором. Живопись его не интересовала. Так это ещё и фресковая живопись, что технически сложней. А он фрески рисовал лишь бдучи учеником, много лет назад. Ему этот заказ Папы подсунули недруги, мол, сейчас Микеланджело опростоволосится. Но номер не прошёл. Микеланджело создал одно из самых прекрасных произведений Возрождения. Он расписал огромное пространство, да ещё и сделал это в рекордно короткие сроки!
Но чего это ему стоило!
Вот его стихи на эту тему:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу.
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу, и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед.
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.
http://www.redov.ru/kulturologija/100_velikih_kartin_s_reprodukcijami/p11.php

Другой перевод. Собственно, это он писал письмо другу и жаловался на это своё задание.
ДЖОВАННИ, ТОМУ САМОМУ,
ЧТО ИЗ ПИСТОНИИ

Я заработал зоб, трудясь, как вол,
И смахиваю зобом на породу
Ломбардских кошек, пьющих дрянь — не воду,
Но это лишь начало в списке зол.
Затылок место на спине нашел,
И борода простерта к небосводу,
И волей кисти, брызжущей по ходу,
Лицо мое — как мозаичный пол.
Бока ввалились, будто с голодухи,
А задница — противовес спины:
Не видя ног, недолго оступиться.
От натяжения вот-вот на брюхе
Порвется кожа,— что до кривизны,
То лишь сирийский лук со мной сравнится.
Как тут не покривиться
И разуму, когда кругом изъян?
Не меток искривленный сарбакан.
Джованни, все обман:
Я не художник, здесь я не на месте.
Спаси меня, прошу тебя по чести.
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43498103888/Stihi-Mikelandzhelo

Детальки потолка.
Сотворение Адама





Микеланджело предпочитал натурщиков мужчин, так что даже женщины телосложение больше мужское имеют


Ливийская сивилла - очень сложная поза..


А в центре над фреской "Страшный суд" - изображение пророка Ионы..
Вот тут об этом пророке
http://www.nearyou.ru/0Sistina/s-jona.php


Фреска "Страшный суд".


Изначально все фигуры были наги.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Единственным исключением стали изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Власий смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%B4_(%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE)

Детальки


Есть версия, что на этой содранной коже автопортет самого Микеланджело


Ещё одна легенда
Когда Микеланджело делал эту фреску, то один из священников всячески ему мешал, ну не сошлись характерами. В итоге Микеланджело отомстил - нарисовал его в образе грешника в аду. Вот этого.
Эк его змей-то кусает!



http://www.grandvoyageitaly.com/piazza/arm-chair-voyager-high-resolution-views-of-the-sistine-chapel

Дальше напишу о том, что мы в итоге не успели посмотреть:
Станцы Рафаэля
Информацию взяла вот отсюда:
http://www.ciao-bellaitalia.com/2013/10/4.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B_%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8F#.D0.A1.D1.82.D0.B0.D0.BD.D1.86.D0.B0_.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D0.BB.D0.B0_.D0.A1.D0.B5.D0.BD.D1.8C.D1.8F.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0
Станца Подписей.
Первым залом,где были закончены росписи,стала Станца Подписей,названная так по той причине,что здесь заседал Церковный Трибунал.Тем не менее,с самого начала Юлий II предполагал отнести комнату под свой личный кабинет и библиотеку,поэтому он пожелал,чтобы росписи стен были тесно связаны с назначением зала.Идея оформления несомненно разрабатывалась с помощью теологов и литераторов Римской курии.


В четырех тондо потолка Рафаэль изобразил в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения тех дисциплин, которые особо интересовали Юлия II:


Богословие


Поэзия


Правосудие


Философия


И четыре фрески по стенам.
"Афинская школа"


В центре две фигуры - это Платон и Аристотель.
Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.


Детальки теперь
http://www.ciao-bellaitalia.com/2013/10/4.html
Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель


Гераклит Эфесский(Микеланджело)
Рассказывают,что в Станце Подписей,однажды под вечер побывал Микеланджело с кем-то из своих людей,он долго рассматривал фрески,и по выражению его лица можно было понять,что увиденным он остался доволен,а узнав себя в образе Гераклита,хитро ухмыльнулся и промолвил:- Одно радует,что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев.


Диоген


Евклид(Браманте)


Пифагор


Юноша с чертами лица Рафаэля



"Диспута"
Действие, изображённое на фреске, происходит одновременно на земле и небесах. В верхней половине восседают Христос с Пресвятой девой Марией и Иоанном Крестителем, окружённые рядом библейских персонажей — Адамом, Иаковом, Моисеем и другими. Над Иисусом изображён Бог Отец на фоне золотого сияния небес, у ног Иисуса — Святой Дух. Внизу под ними — алтарь с дароносицей.
У алтаря проходит богословский диспут о Пресуществлении. Таинство Евхаристии обсуждают первые римские Отцы Церкви: папа Григорий I и Иероним Стридонский, сидящие слева от алтаря, и Августин Блаженный с Амвросием Медиоланским, сидящие справа. В диспуте принимают участие другие представители Церкви: Савонарола, папы Юлий II и Сикст IV. Последний изображён в правой нижней части картины в золотом папском облачении, за ним стоит Данте Алигьери в красном одеянии, увенчанный лавровым венком, символизирующим славу поэта. Человек, с книгой в руках облокотившийся на перила в левом углу фрески — знаменитый архитектор эпохи Высокого Возрождения, создатель базилики Святого Петра в Ватикане и наставник Рафаэля Донато Браманте.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0
Также тут и Савонарола и художник-монах Фра Беато Анжелико


Данте Алегьери


Ещё деталька


Фреска "Парнас"
В центре — Аполлон, играющий на лире да браччо. Вокруг него девять муз и литераторы — античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо и другие, справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций, Боккаччо и другие.


Фреска изображает древнегреческую мифологическую гору в Аркадии, где жил Аполлон; он находится в центре и музицирует (используется современная лира «да браччо», а не классическая), в окружении девяти муз, девяти поэтов из древности и девять современных поэтов. Аполлон вместе с музами поэзии (Калиоппа), танца и вокала(Терпсихора), святых гимнов(Полигимния), музыки(Эвтерпа), астрономии (Урания), истории (Клио) и другими, вдохновляет писателей, находящихся вокруг, на творчество.
https://artrue.ru/style/renessans/raphael/kartina-parnas.html


Гомер. Рафаэль использовал лицо Лаокоона классической скульптуры «Лаокоон и дети его», раскопанной в 1506 году (в темно — синем халате слева от центра). Но выражает персонаж слепоту, а не боль.
https://artrue.ru/style/renessans/raphael/kartina-parnas.html
Эту скульптуру мы только что видели в музее Ватикана


Ниже по правую сторону окна старец Пиндар что-то вещает,повелительно указывая перстом вниз,словно советуя служителям муз спуститься с парнасских высот на грешную землю и заклеймить своим пером царящий там произвол.С ним не согласен один из поэтов,разводящий руками.Это,по-видимому,Гораций,а рядом с ним,возможно,лирик Катулл,на лице которого отражено недоумение.Над ними неаполитанский поэт Саннадзаро,с которым автор был дружен.А вот выше наискосок молодой темноволосый мужчина с резко повернутым торсом устремил на зрителя выразительный взгляд,говорящий о сильном волевом характере.Это не кто иной,как снова запечатлённый Микеланджело.Потрясённый попавшими в руки некоторыми его поэтическими откровениями, Рафаэль смело причислил Микеланджело к сонму поэтов,с чем были согласны многие современники.
Ну, стихи Микеланджело тут выше в уже есть :-)))


"Основные и теологические добродетели"(1511 г.)


Правосудие


Станца Элиодора
"Изгнание Элиодора"(1511-1512 гг.),по которой станца получила своё название,заимствован из Ветхого Завета.Сирийский вождь Элиодор пытался похитить из Иерусалимского храма золото,предназначавшееся вдовам и сиротам.За это на него была послана кара Господня в образе ангела-прекрасного всадника в золотых доспехах.В левой части композиции изображен папа Юлий II,которого несут в кресле к поверженному преступнику.Фреска служила напоминанием о том,как войска папы Юлия II разгромили и с позором изгнали из Папской области французскую армию.



фреска "Освобождение Петра"(1513-1514 гг.), рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра.Композиция делится на три части.В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой-проснувшиеся стражники,обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.


Фреска "Месса в Больсене"(1512 г.)вызывает в памяти еще один случай чудесного вмешательства Господа в защиту Церкви.
Фреска посвящена произошедшему в XIII веке событию в тихом городке Больсена,на берегу одноимённого озера.Во время обедни в местной церкви один богемский священник в момент освящения Даров вдруг усомнился в таинстве божественного перевоплощения и тут же увидел, как покрывающий остию (просфору) плат и его руки окрасились кровью. В ознаменование этого чуда был учреждён церковный праздник Corpus Domini-день Тела Господня.Отправляясь в очередной поход против строптивой Болоньи,Юлий II посетил те места и подсказал Рафаэлю идею фрески.При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II,а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.



Фреска "Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой"(1514 г.),иллюстрирует особую заботу Создателя о Риме.Слева изображен папский кортеж,возглавляемый Папой Львом I Великим(440-461 гг.н.э.) на белом коне,который,согласно легенде,остановил продвижение войск короля гуннов Аттилы.На самом деле этот эпизод имел место на севере Италии,но фантазия художника переносит действие к воротам Рима,так как именно Рим считался сердцем христианства.На втором плане картины видны самые примечательные архитектурные памятники Рима:Колизей,Акведук,Базилика и обелиск.В центре композиции Аттила верхом на черном коне с ужасом смотрит в небеса,где ему открывается видение-апостолы Петр и Павел,вооруженными мечами.Когда Рафаэль работал над фреской,Папа Юлий II умер,и изображение Льва I Великого является на самом деле портретом Льва X,приемника Юлия II.



Станца дель Инчендио ди Борго "(Пожара)"
"Пожар в Борго"(1514 г.),она дала название самому залу.Все росписи в нём прославляют деяния пап каролингской эпохи Льва III и Льва IV.Согласно легенде,папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар,опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго.Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня,и пламя уже угрожало собору Святого Петра.Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции,динамизму,колориту и пластике.Написание многих фигур было доверено ученикам.


Впечатляет изображение людей,в спешке покидающих горящие дома. Здесь Рафаэль показал себя ценителем античной поэзии,запечатлев героев «Энеиды» Вергилия,спасшихся во время пожара в Трое.Молодой Эней выносит на спине старого отца Анхиза.




На остальных фресках этой станцы,написанных в основном учениками по эскизам мастера,отражены некоторые исторические события. Например,на противоположной стене "Битва при Остии"(1514-1515 гг.)-сцена морского сражения между папскими и сарацинскими галерами,произошедшее в IX веке близ порта Остия в устье Тибра.В 846 году сарацины напали на Остию,разграбили местный собор и увезли с собой множество пленных, набив ими трюмы своих кораблей.Через три года они вновь вернулись за добычей,но на сей раз победа осталась за папскими воинами,и восседающий на мраморной глыбе,как на троне,понтифик обращает благодарственный взор к небесам.Это ещё одно изображение Льва X, а рядом узнаваемы кардиналы Джулио Медичи,Биббьена и другие высокопоставленные лица.



На противоположной стене изображена сцена "Коронования Карла Великого".(1516-1517 гг.) Событие имевшее место в 800 году в старинной Базилике Святого Петра.С учётом состоявшейся исторической встречи в Болонье французского монарха Франциска I с римским понтификом Львом X в 1516,с целью заключения союза между Францией и Ватиканом,Карл Великий обрёл сходство с Франциском I по имеющемуся рисунку,сделанному одним из болонских художников,а Льву III соответственно приданы черты папы Льва X.
Как Папа Лев III,возложивший в Базилике Святого Петра корону на голову самого славного завоевателя,укрепив таким образом взаимопонимание и дружбу со светской властью,так и договор с Францией,достигнутый в эпоху правления Льва X,еще раз подтвердил стремление Церкви к укреплению мира и согласия с самыми могущественными правителями Европы.Авторство фрески до сих пор не выяснено,но работа принадлежит кисти одного из учеников школы Рафаэля.



Наконец,фреска в люнете под названием"Оправдание Льва III"(1517 г.).Рафаэль,распределил между своими учениками работы по росписи Станцы Пожара,подготовив эскизы и рисунки,и контролируя их работу в той мере,насколько ему это позволяли тяжкие труды последних лет жизни.Поэтому завершение работ в Станце "Пожар в Борго",Рафаэль полностью поручил ученикам,а его рука коснулась лишь отдельных деталей.


Зал Константина
Зал Константина-самое просторное помещение Апартаментов.Использовали зал,в первую очередь для торжественных случаев-банкетов,церемоний бракосочетания родственников Папы или больших полуофициальных аудиенций.Его оформлением занимались подмастерья школы Рафаэля,так как сам Учитель к тому времени умер,оставив ученикам эскизы фресок и работу удалось совершить только при Клименте VII.Общая идея фресок Зала преследует те же цели,что и художественное оформление других залов-прославление Церкви.



Роспись потолка Томмазо Лауретти,"Триумф христианской религии над язычеством"(1565 г.).


Явление Креста Константину
В Видении Святого Креста император Константин обращается к войскам перед решающим сражением против языческого императора Максенция,и подняв глаза к небу,видит сверкающий крест с греческой надписью"с этим знаком победишь".



Битва между Константином и Максенцием на мосту Мильвио
Сюжет Битвы у Мальвийского моста-это славная победа императора Константина над языческим императором Максенцием,у Мальвийского моста,на север от Рима.




Крещение Великого Константина
В Крещении мы видим Константина,который принимает таинство от папы Сильвестра(314-335 гг.н.э.),изображенного похожим внешне на правящего папу Климента VII.



Дар Константина
В Даре Константина изображен император Константин,передающий Папе Сильвестру право на мирское правление,символически представленное в виде позолоченной статуэтки богини Рима.



Лоджии Рафаэля
http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post360764704/
Лоджии Рафаэля в Ватикане (итал. Loggia di Raffaello) - выдающийся памятник искусства римского классицизма периода "Высокого Возрождения". Крытая галерея Ватиканского дворца в Риме расположена на втором этаже рядом с Залом Константина.


В 1508 г. Папа Римский Юлий II (1503-1513) поручил архитектору Д. Браманте построить галерею, с которой открывался бы вид на Вечный город. Архитектор начал работы, однако в 1514 г. скончался. Строительство завершил при Папе Льве X (1513-1521) близкий родственник Браманте - молодой Рафаэль Санти из Урбино (1483-1520). В 1517-1519 гг. своды, стены, пилястры лоджии расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо, Джованни да Удине, Ф. Пенни. Мотивы стукковых рельефов и орнаментальных росписей навеяны античными гротесками - декором, обнаруженным в 1481 г. в руинах "Золотого дома" и терм Траяна в Риме. Свод лоджии разделен на 13 секций. В каждой части находится по четыре небольшие композиции; четыре сюжета из Нового Завета (в первом своде) и сорок восемь сцен из Ветхого Завета (в остальных секциях) - всего 52 картины на библейские сюжеты в обрамлениях из гротесков. Из-за этих картин росписи ватиканских лоджий называли "Библией Рафаэля" (итал. "Biblia di Raffaello").

В 1778-1787 гг. по заказу российской императрицы Екатерины II в Риме под руководством Й. Ф. Райффенштайна и Х. Унтербергера "снимались копии" ватиканских росписей для воссоздания "Лоджий Рафаэля" в петербургском Эрмитаже. По проекту архитектора Дж. Кваренги они были включены в здание Старого Эрмитажа и торжественно открыты в 1787 г.. Позднее, в 1842-1851 гг., при возведении здания Нового Эрмитажа по проекту Л. фон Кленце, лоджии были сохранены, и теперь ими можно любоваться не только в Риме, но и в Северной Пальмире.

ГРОТЕСК - орнамент, разработанный в искусстве итальянского Возрождения. Представляет собой причудливые переплетения растений, животных, фантастических существ, масок и других мотивов.
Прототипом этого орнамента послужили сохранившиеся фрагменты античных росписей такого рода на развалинах древнеримских построек, называемых в народе гротами, отсюда название орнамента.
Композиции гротесков всегда симметричны относительно оси и построены по принципу канделябра.


Фрагменты росписи с гротесками



Отделение суши от воды


Сотворение животных


Грехопадение


Сооружение ковчега


Бегство Лота из Содома


Исаак, Ревекка и подглядывающий Авимелех


Встьреча Иакова с Рахилью


Падение стен Иерихона


Суд Соломона


Встреча Соломона с царицей Савской


Спасение Моисея из вод Нила


Моисей и Неопалимая купина


Переход через Красное море


Моисей, иссекающий воду из скалы


Поклонение волхвов.


Продолжение следует.
http://akostra.livejournal.com/1272957.html

Все предыдущие части
Часть 1-я: Прилёт в Римини и начало прогулки по городу: http://akostra.livejournal.com/1257153.html
Часть 2-я: Городской музей Римини. Начало. Античность, рисунки (непристойные) Федерико Феллини, иллюстратор Рене Грюо: http://akostra.livejournal.com/1257942.html
Часть 3-я: Городской музей Римини. Продолжение. Живопись и скульптура. http://akostra.livejournal.com/1258177.html
Часть 4-я: Городской музей Римини. Окончание. Итальянская живопись http://akostra.livejournal.com/1259080.html
Часть 5-я: Окончание прогулки по Римини http://akostra.livejournal.com/1260543.html
Часть 6-я. Рим. День первый. Начало обзорной экскурсии. Колизей и Форум. http://akostra.livejournal.com/1261055.html
Часть 7-я. Рим. День первый. Продолжение обзорной экскурсии. Форум и Капитолийский холм http://akostra.livejournal.com/1261754.html
Часть 8-я. Рим. День первый. Окончание обзорной экскурсии. Площадь Венеции-площадь Навона http://akostra.livejournal.com/1262826.html
Часть 9-я. Рим. День первый. Вечерняя прогулка http://akostra.livejournal.com/1266464.html
Часть 10-я. Рим. Что мы не увидели. Квартал в стиле "модерн" Quartiere Gino Coppedé http://akostra.livejournal.com/1266735.html
Часть 11-я. Что мы не увидели. Неаполь и Помпеи. Часть 1-я. Неаполь и Геркуланум http://akostra.livejournal.com/1267244.html
Часть 12-я. Что мы не увидели. Неаполь и Помпеи. Часть 2-я. Помпеи, Капри и ещё Неаполя http://akostra.livejournal.com/1267868.html
Часть 13-я. Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре. http://akostra.livejournal.com/1269817.html
Часть 14-я. Музеи Ватикана. Часть 1-я. Музей Пия-Христиано и Пинакотека. http://akostra.livejournal.com/1270219.html
Часть 15-я. Музеи Ватикана. Часть 2-я. Музей Кьярамонтии и музей Пия-Клемента http://akostra.livejournal.com/1270662.html
Часть 16-я. Музеи Ватикана. Часть 3-я. Египет, галереи канделябров, гобеленов и карт http://akostra.livejournal.com/1271763.html
Tags: Италия-2017, Итальянская живопись, Приключения, Путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments